Рейтинг@Mail.ru

02 марта 2018 г.

Культурный центр города

Этот жилой дом на Советском проспекте, 55, кемеровчане чаще всего называют «музей с пушками» – на первом этаже здания располагается один из отделов Кемеровского областного краеведческого музея.

Свою постоянную прописку по этому адресу музей получил в 1957 году, перебравшись в просторное по тем временам помещение из двух комнат Дворца труда. О жизни музея нам рассказал Анатолий Мартынов, доктор исторических наук, профессор, действительный член академии РАЕН, академик СО РАН, назначенный в 1955 году его директором.

У истоков краеведения

Впервые краеведческий музей в Щегловске открылся 6 октября 1929 года в знаменитом Дворце труда, объединявшим практически все культурные учреждения города, включая радиокомитет. Его первой заведующей была член Щегловского отделения Общества изучения Сибири и её производительных сил (ОИС) С.К. Кумашинская, но в том же году её сменил С.Ф. Иванов.

Геологический, производственный, антирелигиозный и сельскохозяйственный отделы содержали около 600 предметов. В 1932 году в связи с переименованием города музей получил название Кемеровский городской краеведческий музей.

С 1935 года его возглавляла этнограф, антрополог, бывший научный сотрудник Русского музея Раиса Павловна Митусова. Как жена погибшего в Гражданскую белого офицера и сестра знаменитого белогвардейского генерала Александра Кутепова, она была сослана в Томскую область, а отбыв ссылку, перебралась в Кемерово. Руководство музеем продлилось менее двух лет: 4 июня 1937 года Митусову арестовали, а 7 декабря расстреляли по приговору «тройки» НКВД.

К началу 1941 года количество экспонатов выросло в четыре раза. Фонды пополнились палеонтологическими и этнографическими материалами. В годы Великой Отечественной войны во Дворце труда разместили эвакуированные предприятия. Музейные коллекции несколько раз упаковывались и перевозились. В этот трудный период музеем управляла В.С. Даниленко.

После войны решением Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся № 1026 от 24.08.1946 года на базе городского музея был учреждён Кемеровский областной краеведческий музей. Его экспозиции вновь разместились во Дворце труда, и к 1951 году в хранилищах насчитывалось 5802 предмета.

Новый этап начался в 1955 году, когда директором стал Анатолий Мартынов. По словам известного учёного, вся его дальнейшая судьба была связана с музейной деятельностью: историей и археологией края, музе­еведением, подготовкой молодых специалистов.

Послевоенное развитие

– Именно с этого музея началось моё знакомство с Кузбассом. Я живу и работаю здесь почти 63 года, но в то время взрослая биография только начиналась, и Кемерово стал для меня и моей семьи поистине судьбоносным.

Когда вместе с женой мы, окончив исторический факультет Московского педагогического института имени Крупской, приехали по распределению в Кемерово, оказалось, что вакантных мест для двух преподавателей истории в школах просто нет. И мне была предложена должность директора краеведческого музея. Вспоминается, что город был совсем другим – уже за Искитимкой начинались какие-то поля вперемешку с деревенскими домами, а всё концентрировалось в центре. Многие организации, начиная с обкома партии, размещались в школьных зданиях, да и облисполком, откуда я получил направление, был тоже в школе на улице Островского.

Молодой историк принял неожиданное предложение, поскольку в 22 года ещё нет страха перед будущим. Анатолий Иванович любит вспоминать, как, узнав адрес Дворца труда, поехал туда на трамвае единственного городского маршрута № 1. На третьем этаже обнаружилась большая облупленная дверь, на которой висел большой кованый амбарный замок. Это и был музей.

– Погуляв в садике перед зданием, я через некоторое время вернулся. Замка уже не было, и я постучал. «Чего надо?» – встретил меня вопросом невысокий плотный мужчина. «Вот, назначен к вам директором музея». «Директором? Ну, тогда заходи, ты нам нужен!».

Это был Павел Фотиевич Шахматов, состоявший в должности научного сотрудника музея, человек уникальный и неповторимый. Кроме него в штате на полставки состояли бухгалтер и уборщица. Экспозиций не было, да и сам музей с посетителями не работал. В двух комнатах хранилось некоторое количество экспонатов, а также множество различных предметов и совсем не музейных вещей. В 1948 году в Кемерове проходила крупная конференция по изучению производительных сил Кузбасса, и, похоже, что всё наследие, оставшееся от неё, попало сюда: какие-то электродвигатели, пускатели, витрины, стенды с диаграммами… По археологии ничего не было, да и по истории края тоже почти ничего. Фактически это был не музей и даже не фондохранилище, а скорее, склад.

Павел Фотиевич был человеком, знающим понемногу обо всём, но все эти знания причудливо запутавшим. Он возился с музейными предметами, немного рисовал, фотографировал. В свободное от научной работы время спускался к началу мероприятий – спектаклей или концертов – ко входу во Дворец труда и снимал всех желающих на фоне памятника. К окончанию представления фотографии были уже готовы, довольные зрители покупали их у него.

Но музей должен был начать работать, и я, поставив эту важную задачу перед самим собой и Шахматовым, приступил к делу. Мы разобрали всё имеющееся и подготовили первую экспозицию, посвятив её очередной годовщине области. Сделали электрифицированную карту Кузбасса, отметив лампочками города и памятные места. Природу края представляла небольшая, но хорошего качества таксидермическая коллекция птиц и животных. Нашлась интересная библиотека, в которой были подборки довоенных журналов 20 – 30-х годов, тома Сибирской библиотеки и даже, к моему удивлению, редкая Еврейская энциклопедия. Музей заработал, к нам пошли люди, так что даже пришлось взять в штат кассира.

В новом доме

Большое помещение на первом этаже здания на Советском проспекте, 55, было предоставлено краеведческому музею решением Кемеровского горисполкома в середине пятидесятых годов. Вот что рассказывает о том периоде Анатолий Иванович:

– Воспоминания о событиях тех лет тесно связаны с началом шестой пятилетки 1956 – 1960 годов, курс на которую был дан XX съездом КПСС. И вот почему. Мне хорошо запомнилась брошюра, выпущенная тогда в Кемерове, «Кузбасс в шестой пятилетке». На её обложке разместили проектный рисунок нового краеведческого музея. Архитектор Владимир Алексеевич Суриков предлагал воплотить свой проект отдельного здания на улице Красноармейской ещё в 1954 году. Но этим планам не суждено было сбыться.

Однако кое-чего добиться удалось. Уже ко второму году своего директорства я стал заниматься археологической деятельностью. Первая экспедиция была организована в Тисульском районе, где мы раскопали Большепичугинский курган и получили интересные находки.

Это привлекло внимание облисполкома, и нам стали предлагать помощь. Я говорил, что в первую очередь следует решить вопрос о выделении музею нового здания, что на старом месте он просто не сможет ни существовать, ни тем более развиваться. И вот, во время строительства нового дома на Советском, мне позвонил начальник управления культуры Сергей Михайлович Рыцев и сказал, что нам выделят помещения на первом этаже. Мы сразу же отправились туда, чтобы ещё в ходе строительства повлиять на планировку помещений согласно нашим планам экспозиций. Это дало хорошие результаты, и вскоре музей стал обладать площадью около тысячи квадратных метров. Для посетителей двери открылись 6 ноября 1957 года.

Курс на развитие

С переездом в новое здание в жизни музея произошло много положительных изменений. Были сформированы отделы природы, истории, археологии, истории советского периода. В последнем отделе большое внимание уделялось изучению периода Гражданской войны в Сибири, а также истории Великой Отечественной. Значительно увеличились штаты, первоначально – до 16 сотрудников. Работать пришли молодые, очень активные люди, любящие своё дело. Анатолий Мартынов многих из них вспоминает с искренним уважением и любовью.

– Сотрудники у нас были просто чудесные! Многие из них пошли в науку и добились больших успехов. Достаточно вспомнить мою ученицу Зинаиду Прокофьевну Верховцеву, кандидата исторических наук, будущего директора музея, автора «Всекузбасской книги памяти». Большой вклад в развитие музейного дела внесла и Ася Аркадьевна Халиулина, кандидат исторических наук, заведовавшая отделом советской истории. Огромную помощь оказывал нам замечательный театральный художник и прекрасный шрифтовик Эмиль Иванович Биглер. К сожалению, я не могу вспомнить имя нашего фотографа Нейверта, создавшего в музее профессиональную фотолабораторию.

В те годы в Новокузнецке строился Западно-Сибирский металлургический комбинат, и новости этого крупного строительства постоянно освещались столичными фотокорреспондентами. Музей использовал это для формирования собственного фотофонда – так современная история промышленного развития фиксировалась и сохранялась во всех подробностях.

Для пополнения запасников, начиная с весны и вплоть до глубокой осени, специалисты музея ездили на выделенном им грузовике по области, встречались с ветеранами войны, собирали предметы, которые впоследствии становились экспонатами.

Интересна история с пушками, «охраняющими» сегодня вход в музей. Инициатива их переезда из Новокузнецка в Кемерово также принадлежит академику Мартынову.

– Тогда в музейном деле наблюдалась серьёзная диспропорция. Самым крупным городом области был Новокузнецк, а единственным серьёзным музеем – Новокузнецкий краеведческий музей, и с его фондами наши не могли сравниться. Пришлось исправлять это положение. В числе перераспределённых экспонатов были и пушки. Начали мы это с обычного разговора, но в итоге решение об их перевозе в Кемерово принималось на уровне обкома партии. Таким образом, музей жил и развивался. Когда я понял, что работа налажена, позволил себе успокоиться, передал руководство Зинаиде Прокофьевне Верховцевой, а сам сосредоточился на своей любимой археологии, поступив в аспирантуру Новосибирского университета к знаменитому на всю страну академику Алексею Павловичу Окладникову.

Музейный комплекс

Основное комплектование фондов музея происходило в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Сотрудники проводили этнографические, историко-бытовые и археологические экспедиции. В 1960-х была организована экспедиция по местам боев кузбасских дивизий в годы Великой Отечественной войны. Была проведена большая научно-исследовательская работа, итоги которой опубликованы в первых музейных сборниках. В связи с этим стали прирастать и музейные площади – в преддверии празднования 30-летия Победы в Великой Отечественной войне в 1975 году музей получил дополнительное помещение в 330 квадратных метров на Притомской набережной, в доме № 1«а». Здесь накануне праздника, 8 мая 1975 года, была открыта экспозиция «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945 гг».

Десятилетием позже, в 1985 году, после того, как Кемеровский областной музей изобразительных искусств переехал в отдельное здание, его бывшее помещение на Советском проспекте, 51, передали краеведческому музею. К 70-летию Октябрьской революции здесь открыли выставку «Кузбасс за годы советской власти. 1917 – 1987 гг.». В этом же здании разместилась мемориальная экспозиция народного художника РСФСР Александра Николаевича Кирчанова. Этот период развития музея связан с Л.П. Кравцовой, заслуженным работником культуры РФ, возглавлявшей учреждение более тридцати лет.

Таким образом, в экспозиционной структуре музея в трёх зданиях сформировалось три основных отдела: природы, истории, военной истории. Два здания музея на Советском проспекте напротив друг друга очень эффектно оформляют площадку с фонтаном перед театром драмы, делая это место одной из лучших визиток города. Узнаваемость и популярность культурного центра города неоспорима.

Сергей ВОЛКОВ.

Рейтинг@Mail.ru