«Пою моё Отечество»: экспрессия, честность, диалог

11 февраля в Кемерове в рамках нацпроекта «Культура» прошло открытие выставки самобытного кузбасского художника Германа Захарова «Пою моё Отечество». Событие приурочено к двум важным датам – 75-летию Великой Победы и 300-летию Кузбасса.

Первыми зрителями стали ученики школы искусств № 46, в стенах которой представлены работы художника-самоучки родом из города Ленинска-Кузнецкого. Об этом мастере, картины которого глубоко трогают душу, можно сказать, что он обрел известность не благодаря, а вопреки, уж очень много жизненных препон стояло у него на пути.

Детство и юность Германа Захарова пришлись на тяжелые военные и послевоенные годы (он родился в 1933-м), в школе доучился лишь до четвертого класса. Бросил учебу и вместе с отцом-художником рисовал ковры на продажу, помогал растить младших братьев и сестер. После службы в армии устроился художником-оформителем в мастерскую парка имени Горького. В конце 50-х Герман Пор­фирьевич перебрался в Кемерово. Много лет был иллюстратором в Кемеровском книжном издательстве, оформлял книги и брошюры, работал в областной газете «Комсомолец Кузбасса».

– Да, папе не удалось получить академического образования. Но рисовал он всегда, и это было даже не хобби, а образ жизни, – поведала ребятам дочь мастера Вероника Захарова.

Популяризировать работы недооцененного кузбасского мастера ей три года назад предложил известный в регионе историк, фотограф и журналист Владимир Надь – истовый поклонник творчества Захарова, а ныне его биограф. На данный момент им уже удалось провести 19 показов работ художника в Кузбассе и за его пределами. И, как признался организатор, экспозиция на школьной площадке получилась одной из самых удачных.

– 28 лет назад не стало Германа Захарова (он ушел из жизни в апреле 1992-го. – Прим. ред.), но у нас осталось его искусство, настоящее, русское, великое. В его картинах воплощена душа России. И я уверен, что сегодня он с нами, смотрит и радуется, что мы собрались в этом теплом захаровском кругу, объединенные его творчеством, – сказал Владимир Павлович.

В экспозиции представлено около 40 работ, большая часть – портреты, излюбленный жанр мастера. Но это, конечно, далеко не всё его творческое наследие. Картины Захарова, собранные в одном месте, вероятно, не видел никто и никогда. Они разбросаны по разным городам. Часть произведений выставлялась в музее-заповеднике «Горки Ленинские» в Московской области, сегодня картины хранятся в этнографическом музее «Шушенское» в Красноярском крае, в музее-заповеднике имени Шукшина в алтайском селе Сростки. Представлены полотна Захарова, конечно, и в кузбасских учреждениях культуры: в музее Достоевского в Новокузнецке, в кемеровских областном краеведческом музее и «Красной Горке» и, конечно, на его родине – в Ленинске-Кузнецком.

С начала 70-х Герман Захаров посвятил себя искусству целиком и полностью. Несколько раз экспонировался в Москве в 80-х, в том числе в Манеже, стал дипломантом нескольких крупных выставок. «И перед какой бы аудиторией ни появлялись его работы, горячий интерес к ним был неизменен», – процитировал Владимир Надь отрывок из некролога художнику.

Действительно, отклик есть у всех: у искушенных и юных ценителей прекрасного, маститых профессионалов, у людей, от живописи далеких вовсе. Эмоции у каждого свои. Кого-то до оторопи взбудоражит чрезмерная честность в изображении лиц великих поэтов и композиторов прошлого. На выставке представлен триптих «Пушкин. На смерть поэта» по мотивам знаменитого стихо­творения Лермонтова, порт­реты Моцарта, Баха, Бетховена. Другие проникнутся теплотой и простотой, явленной в изображениях людей труда из цикла «Рабочий Кузбасс» – металлургов, шахтеров, строителей. Полюбуются на одухотворенный, строгий и прекрасный профиль «Современной Нефертити». Египетская царица у Захарова изображена обычной девушкой-сварщицей, а может, и наоборот…

– Меня папины картины всегда тонизируют, – делится Вероника Германовна. – С ними я не чувствую одиночества. Это очень странное ощущение – и в то же время приятное. Портреты живые, глядящие, эмоциональные настолько, что возникает ощущение, будто беседуешь с ними. Из представленных на выставке работ мне, как женщине, очень нравится картина «Мадонна». Мать с младенцем на руках словно светится изнутри, источник света – ребенок, смысл жизни, и всё это на фоне невероятно глубокого космоса. Папа здесь очень искусно, верно и нежно передал суть материнства.

Иные восхитятся эпичностью невыразимой скорби цикла «Слова о полку Игореве» (книга с иллюстрациями Захарова была издана в 84-м в Кемерове и снискала высокую оценку столичных искусствоведов. – Прим. ред.) или триптиха «Война». Последний, к слову, главный герой выставки. На встречу со зрителем этот монументальный шедевр шел более 30 лет, до этого ни разу не экспонировался, ждал своего часа.

– Картину выставили всего на несколько дней. Не успели обрамить и подготовить как следует, но показать ее очень хотелось. Выполнен триптих на так называемом крафте, оберточной бумаге, в которую в советское время селедку заворачивали, – рассказал организатор и грустно отметил, что почти все свои великие вещи Герман Захаров создал именно на этом недолговечном материале.

Крафт, уголь, тушь и гуашь – лишь их зачастую использовал художник. И дело здесь не в тяге к какой-то оригинальности, иные средства были ему недоступны, потому что в советские годы не членам Союза художников их попросту не продавали, не положено было. Примкнуть к коллегам Захарова долго не звали. Внезапное внимание общественности к произведениям художника-самоучки, их самобытность, далекая от академических канонов, вызывали негодование в профессиональной среде. Но и когда позвали, вступать в Союз художников он отказался, равно как и от места в общей художественной мастерской. Продолжил идти своей, никем не контролируемой дорогой, всё больше погружаясь в самостоятельное творческое осмысление глобальных понятий. Итоги этой рефлексии как раз и собраны на выставке «Пою мое Отечество».

В завершение краткой презентации проекта Владимир Надь провел для ребят мини-экскурсию, рассказав о каждом цикле работ Германа Захарова. Впрочем, знакомиться и проникаться их глубиной кемеровчане смогут довольно долго. Выставка в ДШИ № 46 будет гостить до конца месяца.

Поделиться ссылкой:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*