Фотограф Александр ПАТРИН: Кемерово в глазах смотрящего

Александр Патрин из тех фотографов, которые всегда и повсюду носят с собой фотоаппарат. И не просто в разобранном виде в рюкзаке, а всегда готовым к бою. И пусть весит профессиональная техника немало, пусть устают плечо и спина, пусть так больше риска аппарат повредить. Зато кадр – тот самый – будет сделан.

В конце января в необычном для Кемерова пространстве под названием The Librarry – частной библиотеке со свободным доступом по адресу Демьяна Бедного, 6, – открылась персональная фотовыставка Александра Патрина. Саша – профессиональный фотокорреспондент, работает в известном сетевом издании А42.ru, до этого сотрудничал с другими популярными СМИ и фотографировал многие ключевые события в жизни города Кемерово на протяжении последних шести лет. Еще раньше был фотографом в антикафе «Кот да Винчи» во времена расцвета этого горячо любимого творческими кемеровчанами места.

– Кстати, «Кот да Винчи» оказался для меня судьбоносным, – улыбается Александр. – Именно там я научился быть открытым и уверенным в себе, начал серьезно расти и заниматься саморазвитием. А главное, там я встретил любимую девушку – Аню Иванову, которая помогла мне поверить в себя.

Город ускользающих впечатлений

Ценителям фотографии работы Саши известны очень хорошо: его фоторепортажи постоянно публикуются на читаемом ресурсе, кроме того, молодой человек активно занимается своим Instagram, где ежедневно выкладывает удачные кадры. И, увидев эти фото несколько раз, запомнив стиль, ты начинаешь работы Патрина узнавать. Так, собственно, и должно быть, если речь идет о талантливом мастере, вот только многим ли кемеровским фотографам присуща столь узнаваемая манера?

Город Кемерово – а именно он является главным персонажем фотографий – Александр видит очень по-своему. Город рдеющих закатов, город черных проваленных теней и необыкновенно четких отражений, город, наполненный живым и подвижным светом, а иногда населенный призраками. Звучит немного мистически, но Кемерово на снимках не предстает ни мрачным, ни депрессивным. Скорее – одухотворенным и бесконечно красивым.

– Многие мастера уходят в «социалку», показывают язвы нашего общества, его изъяны, атмосферу безысходности, – рассуждает Александр. – Я не стал делать выбор в пользу этого. Хотя вся наша жизнь – это череда моментов, когда ты делаешь выбор. Но я стараюсь сохранять баланс. Не показывать жизнь ни черной, ни белой. Мои фотографии никого не обличают, не бичуют ничьи пороки, но в то же время мне чужды «глянцевые» направления, работа в журналах моды, а также съемка свадеб и прочих мероприятий, хотя это очень выгодное занятие.

На вопрос, почему город на фото кажется особенным, Саша отвечает:

– Я вырос в центре Кемерова, в детстве много гулял по кемеровским улицам. Осталось немало неуловимых, ускользающих впечатлений. И, когда я снимаю, мне порой удается поймать эти детские воспоминания, показать дома, улицы, дворы такими, какими видел их тогда… У меня есть любимые места. Это Притомская набережная; хотя ее все постоянно фотографируют, мне удается делать здесь кадры, избавленные от флера банальности. Иногда вообще невозможно понять, что за место на фото, а это всё она. Очень люблю Рудничный бор и виды на город с правого берега. Дворы старого центра. Особенно сильно – район за областной библиотекой, где стоят двух-трехэтажные домики в основном довоенной постройки. Это вообще уникальное пространство – город в городе, где ты перемещаешься во времени. Я планирую поснимать его побольше, и, возможно, это тема для отдельного проекта.

След в истории

Персональная выставка у Саши второй раз; первая состоялась несколько лет назад в областной библиотеке, сейчас фотограф считает тот опыт не самым удачным. Что же до новой экспозиции – она, по сути, знакомство с творчеством Патрина, сразу с несколькими темами, которые проходят красной линией. Это своего рода мозаика из кадров, основанная на их цвете.

– Многие лучшие кадры сделаны в непогоду, – объясняет автор. – Плохая погода дает возможность поработать со светом. Морозная дымка, густой утренний туман в конце лета, надвигающаяся гроза – всё это повод срочно выбираться из дома и искать возможность сделать особенный кадр. Еще закаты… Их можно фотографировать бесконечно. Отражения в дождевых лужах. Еще одно мое любимое занятие – споттинг, фотографировние самолетов. Я знаю лучшие ракурсы, откуда видно, как борта идут на взлет или посадку в аэропорт «Алексей Леонов».

И, конечно же, здесь представлены и некоторые характерные репортажные кадры Александра. Вереницей проплывают события, навсегда оставившие свой след в истории областного центра. Какие-то заряжены позитивом: вот кемеровчане смотрят трансляцию ЧМ по футболу в 2018-м на бульваре Строителей, вот радуются фейерверку в День Победы, вот легендарный Accept на сцене «Героев мирового рока». Но история была бы неполной без трагических страниц: поэтому багровеет пламя, пожирающее стеклянные стены автосалона на Октябрьском в 2019-м, и поднимаются самые черные клубы дыма над проспектом Ленина 25 марта 2018 года.

Освещение трагедии в «Зимней вишне» было очень сложным эмоционально, для некоторых фотографов и журналистов этот момент стал переломным, когда они пересмотрели свои взгляды на профессию и даже решили уйти из нее. Хорошо помнит эти дни и Александр. Помнит и как справлялся с невероятным напряжением.

– В таких ситуациях главное – постоянно понимать, что именно ты сейчас делаешь и зачем. Всё время ставить вопросы целеполагания. Иначе действительно могут захлестнуть эмоции. Но у меня никогда не было порыва перестать быть фотографом. Хотя трудностей и конфликтных моментов бывало хоть отбавляй, начиная с первой студенческой практики в газете «Кузбасс», когда меня отправили фотографировать Губернский рынок, а продавцы там были категорически против этой затеи. Тогда я был к отпору совершенно не готов. Но постепенно понял: фотокорреспондент каждый день работает с людьми, учится решать сложные ситуации, реагировать или не реагировать на чужие эмоции, объяснять людям, как обстоит дело с юридической стороны, иногда цитировать законы РФ. Без этого не обойтись, как и без умения хорошо снимать. Это два слагаемых результата.

Выбираю импровизацию

В парке Ангелов на месте сгоревшего ТЦ Саша фотографирует очень часто. Он объясняет это так:

– Для удачного кадра нужно противоречие. А это место само по себе наполнено противоречиями…

Один из таких кадров, пронизанных игрой светотени, стал победителем конкурса фотографий из парка Ангелов, который был объявлен в Кемерове прошлой осенью по инициативе губернатора Сергея Цивилева. Профессиональное жюри оценило Сашину работу и наградило его сертификатом на фототур за рубеж, который должен состояться в этом году.

На вопрос, мечтает ли он продолжить карьеру в столице или сотрудничать с мировыми фотоагентствами, Александр отвечает в своем фирменном стиле:

– Я стараюсь не планировать чего-то в жизни, предпочитаю импровизацию. Жесткое планирование иногда приводит к тому, что ты не даешь важным событиям случиться, так как у тебя по плану другое. Границы есть везде, с ними сталкиваются и те, кто уехал в Новосибирск или в Питер. Кстати, когда я приезжал в Петербург фотографировать, мне не хватало моря. Залив – это хорошо, но совсем не то. А там, где есть море, будет не хватать северной архитектуры или еще чего-то. Поэтому пока я стремлюсь больше путешествовать и из каждой нашей с Аней поездки привозить огромное количество фотографий…

Есть еще одна вещь, которую нужно знать про фотографа Александра Патрина. Создавая свои шедевры, он старается по минимуму использовать компьютерную обработку. Сегодня, в эпоху «Фотошопа», фильтров и тотальной ретуши, это большая редкость. Так что грозные небеса и загадочные переливы света в его кадрах – это не заслуга компьютера, а мастерство фотохудожника. Саша стремится сразу снимать так, чтобы кадр можно было публиковать в газете или выкладывать в Интернет. Зачастую даже не кадрируя и не внося улучшений. Это и на оперативности работы сказывается отлично, и делает светопись более подлинной, что ли.

А город в глазах смотрящего становится еще прекраснее.

Фотовыставка Саши Патрина завершилась 12 февраля, но ознакомиться с его работами можно в Instagram @blackbird1212.

Поделиться ссылкой:

1 Kомментарий

  1. Кемерово всегда славился людьми творческими, профессиональными, преданными своему делу. Очень любопытное интервью. Читается с удовольствием.

Комментарии закрыты.