Коммунальная грамота

В Кемерове состоялся круглый стол «Житель имеет право!», на котором эксперты сферы ЖКХ рассказали журналистам о том, почему в этом году поднята плата за капитальный ремонт, как договориться с управляющей компанией и что делать, если согласия достичь не удалось.

Кто в доме хозяин?

«Мой дом – моя крепость» – так принято говорить о своём жилье. При этом большинству жильцов многоэтажек хочется, чтобы в этой «крепости» всегда был порядок, чистые подъезды, ухоженный двор, тёплые фасады, непротекающая кровля и полный коммунальный комфорт. Правда, одного желания недостаточно. «Мой дом – моя собственность» – так можно перефразировать известный афоризм с учётом современных реалий, потому что крыши и подвалы, подъезды, дворы и все места общего пользования – это тоже собственность жителей многоквартирных домов, ответственность которых не должна ограничиваться порогом квартиры.

Для поддержания порядка и обслуживания домов мы нанимаем управляющие компании (УК), почти каждая из них – частная организация. В рамках платы за текущее содержание УК оказывают услуги по договору управления, где жильцы – заказчики, жилищники – исполнители.

– В управляющей компании надо видеть не противников, которые отказываются решать проблемы, а своих помощников. Необходимо перестраивать мышление и подход к содержанию общего имущества, нужно понимать, что оно наше, и мы должны о нём заботиться. Для его обслуживания мы и привлекли специалистов в лице управляющей компании. Мы являемся заказчиками услуг, поэтому хотелось бы призвать к диалогу между собственниками и УК. К сожалению, без заинтересованности собственников никто не будет заботиться об их имуществе, – говорит начальник департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Олег Ивлев.

С ним соглашается и Ирина Гайденко, начальник Государственной жилищной инспекции Кузбасса, контролирующей работу управляющих организаций на рынке ЖКХ. По её словам, у кемеровчан есть право обратиться в надзорный орган с жалобой на плохую работу УК и потребовать проведения проверки. Но нередко случается так, что стоит перегореть лампочке в подъезде – и люди сразу звонят в ГЖИ, даже не уведомив управляющую компанию, что в доме есть задача, требующая решения.

– Прежде всего нужно обращаться к исполнителю услуг, а если УК не реагирует, тогда к нам, в ГЖИ, чтобы мы провели проверку и в случае выявления нарушений привлекали виновных к ответственности, – отмечает Ирина Гайденко.

Как найти управу на УК?

Нередко случается и так, что общение с управляющими компаниями заходит в тупик – жилищники не следят за порядком в доме и во дворе, не проводят текущий ремонт, экономят на вывозе снега. Это подтверждается проверками, наказывается крупными штрафами (они, кстати, могут составлять до 300 тысяч рублей за одно нарушение!), но на работе УК положительно не сказывается.

На рынке ЖКХ, как и в любой другой отрасли, есть агенты добросовестные, а есть – не очень. Что делать жителям, которые исправно вносят квартплату, но не довольны качеством работы управляющей организации? Сменить ее!

Придём ли мы вновь в ресторан, где нам подали салат из несвежих продуктов или выберем другое заведение? Закажем ли мы такси, которое вовремя не приехало на важный вызов? Отправимся ли за покупками в магазин, где продавец нахамил и обсчитал? Ответы на эти вопросы кажутся очевидными.

В аналогичной позиции неудовлетворённого клиента находятся и жители домов, которые обслуживают недобросовестные специалисты.

– Если договор управления не исполняется, жилищные услуги оказываются некачественно, жители имеют право в любой момент провести общее собрание, где будут присутствовать более 50% собственников, и выбрать другой способ управления (например, создать ТСЖ) или переизбрать управляющую компанию, – объясняет Ирина Гайденко. – Более 50% от числа присутствующих могут принять решение о смене или не смене УК – по сути дела 25,1% собственников имеют право переизбрать управляющую компанию. После этого должен быть заключён договор управления с новой организацией, условия которого также должны быть утверждены общим собранием. Договор должен быть подписан 50% собственников плюс один голос.

Почему тариф на капремонт резко увеличился?

С 1 сентября в Кузбассе более чем в два раза увеличены тарифы на капитальный ремонт жилья. Если раньше собственники платили с одного квадратного метра чуть более трёх рублей, то сегодня – почти семь. Многих такая резкая индексация возмутила. Начальник департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Олег Ивлев пояснил, что это необходимая и единственно возможная мера для исполнения программы капремонта. «Тариф на капитальный ремонт сегодня составляет 6,71 руб. за кв. метр. Площадь дома умножаем на тариф и на 30 лет, в течение которых мы платим за капремонт в рамках сформированной до 2043 года региональной программы. На эту сумму и за это время каждый многоквартирный дом должен пройти пять-шесть видов ремонтных работ по минимальному перечню – это реконструкция кровли, фасада, фундамента, внутренних инженерных коммуникаций (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение), подвальных помещений, замена лифтов. Собственники должны это финансово обеспечить за 30 лет своими взносами. К сожалению, прежнего тарифа 4,13 нам не хватало даже на один вид работ».

Олег Ивлев также отметил, что тариф на капитальный ремонт в Кузбассе остаётся одним из самых низких среди регионов Сибири.

Как ускорить капремонт?

Система устроена таким образом, что Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области может провести только те работы, средства на которые потенциально соберут жители дома за 30 лет. Заложниками ситуации являются жители небольших малоэтажек с длительным сроком эксплуатации. 16-этажной «свечке» на 100 квартир с небольшой площадью кровли накопить на ремонт крыши быстрее и проще, чем живущим в старых двухэтажных домах на 10 – 16 квартир с широкой скатной кровлей. В этом случае на общем собрании можно установить для дома тариф, который будет выше установленного в регионе.

Как сказал на «круг­лом столе» сопредседа­тель регионального штаба Общероссийского на­родного фронта Юрий Скворцов, если бы владельцы жилья платили за капремонт по 10 – 12 руб­лей с квадратного метра, то это бы позволило выполнить все необходимые работы в установленные сроки. Такая практика, кстати, уже есть примерно в 200 домах в Кузбассе, в том числе и в областном центре. Есть дома, которые платят за капремонт, а фонд не может его сделать, потому что в совокупности данный конкретный дом за 30 лет не соберёт необходимую сумму даже на один вид работ по нынешним ценам.

Бывает, что ремонт требуется срочно и нет времени ждать наступления установленного срока. Например, по плану кровля в вашей многоэтажке должна капитально обновиться в 2025 году, но уже сегодня износилась так, что текущие починки не спасают ситуацию.

– Существует определённый порядок, в соответствии с которым органами местного самоуправления во всех муниципальных образованиях созданы соответствующие комиссии. С заявлением о проведении ремонта в более ранний срок туда могут обращаться как собственники МКД, так и управляющие компании, – прокомментировал и.о. гендиректора областного фонда капремонта многоквартирных домов Руслан Галимов.

К заявлению о переносе даты капремонта нужно приложить пакет документов. Один из них – отчёт, подтверждающий, что необходимость срочной реконструкции действительно есть. В него могут войти акты обследования, комиссионные заключения, фотографии, результаты экспертиз. Ещё одним условием является процент собираемости платежей за капремонт от жителей дома – он должен быть в среднем не ниже 80%. Только при этом условии муниципальная комиссия рассмотрит обращение и примет решение.