Бережливый город

Кемерово является одним из лидеров среди муниципальных образований Кузбасса по внедрению бережливых технологий. Экономить с умом – время, трудозатраты и финансы – научились в школах, детских садах, больницах и МФЦ.

Так называемые бережливые технологии стали своеобразным трендом эффективности и оптимизации во всех сферах. Модное, но не всем понятное течение – это целая методика, разработанная экспертами госкорпорации «Росатом», которая в качестве партнёра участвует в национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости». С учётом опыта производственной оптимизации компании «Тойота» программа активно внедряется по всей стране, в том числе и в Кузбассе в рамках проекта «Бережливый регион».

«Наука о бережливости» основана на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь в работе.

Живая очередь

Бережливые технологии в действии уже смогли оценить посетители кемеровских многофункциональных центров, где очереди в буквальном смысле «ожили» и стали двигаться быстрее. Талон на приём к специалисту заявители МФЦ теперь ждут в среднем не более 14 минут и даже меньше, а раньше на это могло уйти около часа.

Рост популярности у населения центров «Мои документы» вызвал ряд сложностей в их деятельности. В часы пик специалисты стали с трудом справляться с наплывом посетителей. На помощь пришли проекты по повышению производительности труда, которые МФЦ в Кемерове реализуют с 2018 года. Их внедрение проходило при участии экспертов «Росатома». В результате улучшены рабочие схемы приёма документов.

«Оптимизация проведена за счёт сокращения ненужных действий специалистов и запараллеливания действий, которые можно совершать одновременно. Таким образом сокращается общая продолжительность работы», – рассказывает специалист МФЦ Екатерина Барашкина.

Например, раньше в столе у сотрудника было более 20 печатей для документов, которые занимали практически половину рабочей площади и тормозили процесс – найти нужный штамп при таком количестве тоже дело времени. Число печатей сократили вдвое, теперь они умещаются на одном альбомном листе. Ещё почти 20 минут при обслуживании заявителей терялись при сканировании документов, эти процессы тоже оптимизировали. А чтобы «сложные» посетители, работа с которыми требует нестандартных решений, не задерживали общую очередь, для них выделили опытных сотрудников в отдельном окне.

«Бываю в МФЦ на Пионерском по несколько раз в неделю – сопровождаю клиентов на сделках и при оформлении документов как риэлтер. Раньше из-за очередей мне приходилось приезжать заранее, брать талон и ждать людей. Сейчас такой необходимости нет, очередей практически тоже, и обслуживать стали заметно быстрее. Это радует», – отмечает специалист по недвижимости Марина Макарова.

Кстати, за очередями или их отсутствием теперь можно следить и по Интернету. На официальных сайтах многофункциональных центров ведётся трансляция из залов ожидания, где в режиме онлайн видно, как много людей ожидают получения услуг или консультаций. Это позволяет спланировать свой визит.

Ходить по стрелочкам

В Губернаторском многопрофильном лицее-интернате бережливые технологии помогают не терять время на плутание в длинных коридорах, заботятся о детской безопасности и здоровье. Несколько нехитрых нововведений в образовательном учреждении ощутимо изменили жизнь лицеистов.

Чтобы дети не терялись в нескольких многоэтажных корпусах, в лицее создана навигация – таблички и указатели направляют к нужным кабинетам. Опасные места промаркированы яркими обозначениями, разграничены потоки движущихся вверх и вниз по лестнице. Все это сделано для того, чтобы кто-то из них случайно не столкнулся и не травмировался. А чтобы школьники реже болели сезонными вирусными заболеваниями, в коридорах и местах массового скопления стоят «умные» бактерицидные лампы.

«Оказалось, что управлять острыми респираторными заболеваниями легко. Порог заболеваемости в прошлом году у нас был не выше 10%, при этом по области он был более 25%, школы закрывались на карантин. Наша столовая, медицинский пункт, все места, где живут ребята, оборудованы специальными бактерицидными лампами, работа которых разрешена в присутствии людей. На больших переменах, в начале и конце учебных занятий, когда много детей в коридорах, мы их включаем», – говорит директор лицея Елена Мурышкина.

Против снега

С главной зимней коммунальной проблемой – уборкой снега – тоже научились справляться более эффективно. Дорожные службы на этот снегоуборочный сезон поставили себе амбициозную задачу – увеличить среднесуточные объёмы вывоза снега с улиц и дорог вдвое – с 1,7 тыс. кубометров до 3,4 тыс. кубов, не увеличивая штат сотрудников и число единиц техники.

«Были выявлены потери рабочего времени при заправке топливом на городских АЗС. Техника там вставала в живую очередь. Время движения на АЗС и время ожидания заправки достигало часа. Было принято решение о монтаже мобильной АЗС на территории предприятия, что позволило сократить эти временные потери», – поясняет начальник участка дорожно-эксплуатационного предприятия Степан Овчинников.

Ещё одной сложностью дорожников была несинхронизированность движения быстроходной и медленной техники. К примеру, маневренные самосвалы быстро приезжали к месту снегоуборки и им приходилось ждать, пока тракторы или автогрейдеры доедут в нужную точку. Поэтому технику выпускают на линию в разное время с учётом скорости движения. В новом режиме снегоуборочная техника уже работает на территории Ленинского и Заводского районов, Ягуновки и Пионера. Опыт в перспективе может быть тиражирован и на другие территории.

Бережливые технологии удобны тем, что дают простые и универсальные решения в разных сферах. Главное – участие и стремление каждого экономить время и трудовые затраты, не теряя при этом в качестве.