Журнал эпохи постмодерна

В этом году два кемеровчанина были приняты в ряды Союза российских писателей: это Александр Шихер и Наталья Ибрагимова. Мы встретились с Натальей и поговорили о творчестве, современной поэзии и новых формах донесения литературных произведений
до аудитории.

– Вы уже более 20 лет находитесь в творческом пространстве. Почему решили вступить в Союз писателей только сейчас?

– Я могла это сделать и раньше, но никогда не испытывала такой потребности. Сейчас же решила, что моё членство – это определённый статус для журнала «После 12». Редактору литературного журнала о поэзии действительно имеет смысл и самому быть членом Союза писателей. Всё это время я писала аналитические материалы и критические статьи. Делала это в форме эссе. Сама работа главным редактором литературного журнала в течение многих лет даёт серьёзные основания для членства.

– Как давно существует журнал? Почему он называется «После 12»?

– Первый номер журнала «После 12» вышел в августе 1995 года. Двумя годами ранее в Кемеровском государственном университете начала работу «Творческая мастерская «Аз». В 90-е это была поэтическая Мекка Кузбасса. В университетскую литературную студию приезжали поэты из Новокузнецка, Новосибирска, Томска и Алтая. На фоне крушения Союза, нищеты, пустых магазинов и общей растерянности это был мощный всплеск молодой и яркой сибирской поэзии. Журнал «После 12» просто обязан был появиться – и он появился! Ни на кого не похожий, энергичный и вызывающий – как и его авторы – первый кемеровский глянец, который распространялся автостопом по всей России и который зачитывали до дыр.

Название предложил Александр Ибрагимов. «Двенадцать» – число сакральное, означающее некую целостность и завершённость: двенадцать месяцев, двенадцать апостолов, двенадцать рыцарей Круглого стола. После двенадцати – начало нового, рывок в неизведанное, творческое устремление, прозрение, вдох после выдоха, возраст взросления.

– Журнал несколько раз менял формат…

– Мы всегда шли в тенденциях времени. Были и молодёжным журналом, в котором печаталась короткая проза, были «умным глянцем». Пытались соединить литературу и массовый спрос на информацию культурного плана. Нам это удавалось. Были прекрасные журналистские материалы о деятелях культуры, очень необычные, неформальные, свежие, живые. Журнал «После 12» всегда привлекал талантливых людей во всех областях. Не только писателей, но и журналистов, верстальщиков, художников и даже музыкантов. Им было о чём поговорить, они отталкивались друг от друга и получали инициацию в своём творческом развитии. Это очень важно. Журнал и сейчас остаётся таким. Конечно, теперь у нас нет такой большой редакции, которая существовала до 2011 года, пока мы находились в университете. Вся наша команда теперь взаимодействует через телефон и Интернет. Я думаю, так должна работать любая современная редакция. Это оптимальный вариант даже с точки зрения финансово-затратной части.

Зато теперь наш творческий совет – это лучшие поэты Томска, Омска, Новосибирска, Барнаула и Красноярска. Все материалы, которые приходят в журнал, предлагают сами члены совета, что исключает поток графомании. Получается, что собираются самые яркие имена. Мы не пропускаем практически ни одного нового явления в Сибири. Нам ставят в вину, что у нас нет концепции. Мы даём разную поэзию. Но это и есть наша концепция: пусть цветут все цветы! Мы представляем в издании не какое-то литературное направление, а ярких отдельных авторов. Для нас каждый из них – отдельное явление. Если он интересен, силён, обладает своеобразным, ясным, отчётливым поэтическим голосом, он, конечно, будет у нас. И это оценили даже в Москве. Все наши начинания вызывают очень хорошую реакцию. Для меня очень важна поддержка и департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, и Кузбасского центра искусств, где мы занимаем помещение. Наш юридический адрес: пр. Советский, 40. Журнал наконец нашёл родной дом.

– Несколько лет назад журнал вышел за пределы печати и стал организатором необычных и ярких событий сибирского уровня. Как это получилось и чем вы сейчас занимаетесь?

– Редакция существует как некоммерческая организация. Она называется «Творческая мастерская «Аз». Мы сделали её юридическим лицом и оставили название, которое было ещё при университете. Поэтому, когда образовался Фонд президентских грантов и были объявлены конкурсы, решили поучаствовать. Так журнал стал проявлять свою социальную активность. Первый проект 2018 года «Поэты Сибири – диалог поколений» имел задачу собрать команду. И это получилось. В рамках гранта с 20 лучшими сибирскими поэтами мы проехали по четырём городам: Омск, Новосибирск, Томск и Кемерово. В каждом к нам присоединялся ещё не один десяток поэтов. Особенно ярким был приезд в Новосибирск, где к нам примкнул даже андеграунд. В этом городе в наших мероприятиях участвовало более 50 поэтов. Потрясающе встречали в Омске! На наших мероприятиях было множество студентов вузов и преподавателей, при­шли представители всех местных СМИ.

– Второй ваш проект – арт-клуб «ЛитерА, Советский, 40» – стал логическим продолжением первого?

– Да. Когда прошли все мероприятия в рамках гранта, поэты стали спрашивать, а что же будет дальше, неужели мы все просто разойдёмся?.. Тогда же появилась идея для следующего гранта. Во время наших поездок мы интуитивно нащупали очень интересный формат для встреч, сопровождая чтение стихов музыкальной импровизацией. Решили развить эту тему и стали проводить творческие пятницы, на которых поэт читает свои произведения, одновременно с этим музыкант и художник импровизируют. Причём, это не просто импровизация, а настоящая интерпретация текстов. Музыкант и художник заранее читают стихи и предлагают публике своё видение. Каждая пятница имеет свой цвет и свою тональность.

– Как проходят мероприятия?

– Всё длится 40 минут. Поэт читает стихи, музыкант играет свою композицию. На художника направлена камера и в реальном времени на большом экране идёт трансляция того, как он пишет своё восприятие текста. В зале темно, только три световые точки, направленные на творцов. В конце мы вручаем поэту его напечатанную специально для этой пятницы книгу. А он дарит эти книги с автографами каждому зрителю. Задача популяризации современной поэзии выполняется на 110%. Все встречи снимаются на видео и монтируются в интересные сюжеты, посмотреть которые можно на нашем канале «Арт-проект ЛитерА, Советский, 40» в Youtube.

– Почему вы выбрали именно такой формат?

– Сейчас мир переживает период постмодерна. И главный вопрос – это не проблема творчества, как в модерне, а проблема восприятия. Те поэты, которые говорят, что сейчас не читают, просто вообще не понимают, что происходит. Сегодня зритель и слушатель совершенно другой, как правило, визуал. Отрицать это бессмысленно и смешно. К тому же, современная поэзия – это очень сложный текст, а многие наши гости последний раз читали только Пушкина или Есенина ещё в школе. И вот они пришли слушать современные тексты. Очень сложно написанные, очень трудно воспринимаемые. Современная поэзия – это образы. Слушатель выхватывает какие-то фрагменты, когда слышит поэзию, что-то улавливает, что-то нет. Не выпасть из контекста и помогает музыкальная и художественная интерпретация. Три человека – поэт, художник и музыкант – создают цельный образ, в который вовлечён и зритель. На самом деле получается маленькое чудо.

– Насколько популярны ваши встречи?

– У нас всё время аншлаг. В пятницу выступление, а в понедельник-вторник уже записи нет. Количество мест ограничено – максимум 50 человек. Это такое состояние клубное, закрытое. Мы специально его сделали таким. Но тем не менее все наши пятницы посетит более тысячи зрителей плюс интернет-аудитория, где каждое видео набирает до 6 тысяч просмотров.
Мы не были уверены в успехе. Но результат превзошёл все ожидания! Мы даже не даём рекламу, потому что просто не вместим всех желающих. Для нас сарафанное радио – идеальный вариант. Сначала это была более зрелая публика. Сейчас приходит всё больше молодёжи.

– Что будет дальше, после гранта?

– Мы нащупали ту форму, которая позволяет наиболее эффективно работать с читателем и зрителем. Сейчас прорабатываем проект для 2020 года – «Экспериментальный театр современной поэзии». Задумка очень серьёзная. Мы будем технически переоснащать наш зал. Сюда зайдут театралы со своей пластикой и экспериментами. И то, что инициатором всего этого является журнал, – очень важно. Мне кажется, что современный журнал поэзии таким и должен быть. С одной стороны, собирать вокруг себя все литературные силы, а с другой – активно искать новые формы работы с читателем.

Поделиться ссылкой: