Удобно врачу – удобно пациенту

В столице Кузбасса стартовал пилотный проект «Дистанционная поликлиника», разработанный специалистами Кемеровского областного медицинского информационно-аналитического центра (КОМИАЦ). Стартовой площадкой для испытания возможностей проекта стала поликлиника для взрослых Областной клинической больницы скорой медицинской помощи имени М.А. Подгорбунского.

Вот уже две недели, как участковые врачи поликлиники, расположенной на улице Александрова, 7, в Кировском районе города, выезжая домой к пациенту, берут с собой планшеты с полным доступом к больничной картотеке. Больше нет никакой необходимости возить с собой кипу бумажных медицинских карт, пытаться удержать все данные о больных в памяти или возвращаться обратно в поликлинику, если нужно заглянуть в историю болезни пациента. Вместо десятка обременительных сложностей – одно почти невесомое устройство, оборудованное доступом в Интернет и выходом в систему «Куздрав»: это информационная медицинская система, разработанная специалистами КОМИАЦ, чтобы автоматизировать процессы работы поликлиники, и предоставляющая доступ ко всем базам данных конкретного медучреждения. Мобильное приложение с удаленным доступом в систему создано совместно с компанией «Good Line» (ООО «Е-Лайт-Телеком»), региональным оператором связи. Как пояснил заместитель директора КОМИАЦ по информационным технологиям Евгений Березин, информация в системе «Куздрав» полностью закрыта для сторонних пользователей современными средствами защиты персональных данных.

Технологии на службе у медиков

Всего несколько кликов – и врач уже просматривает электронную карту пациента, изучает историю болезни и назначений лекарственных препаратов, вносит новую информацию об осмотре, назначает дополнительные анализы и исследования. Всё это позволяет уйти от бумажной рутины и существенно сэкономить время и силы участковых терапевтов – не стоит забывать, какой трудной порой бывает их работа.

Кроме того, информационная система позволяет врачу заранее предупредить пациента, что доктор уже на подходе – звонок совершится автоматически. И даже открыть входную дверь, оборудованную магнитным замком с чипом, если у пациента в квартире нет домофона. Таким образом, сразу снижается объем временных потерь и количество «пустых вызовов» – на самом деле врачи часто не застают вызвавших их пациентов дома или не могут попасть в подъезд. Разработчики подумали и о безопасности самих медицинских работников, которым регулярно приходится по долгу службы приходить в дома неблагополучных граждан. Троекратное нажатие кнопки SOS – и по адресу выезжает наряд Росгвардии. Наконец, планшет служит еще и в качестве навигатора: с его помощью участковые врачи могут построить оптимальный пеший маршрут до пункта назначения.

Кировчане – первые

– Наша поликлиника работает уже 86 лет. Она является одной из крупнейших в городе, мы имеем порядка 43 тысяч прикрепленного взрослого населения – жителей Кировского района, – рассказывает Ирина Петренко, заместитель главного врача по амбулаторной помощи взрослой поликлиники ОКБСМП имени Подгорбунского. – В настоящее время мы активно тестируем продукт, разработанный КОМИАЦ – программное обеспечение, установленное на мобильные гаджеты и позволяющее дистанционно входить в базы данных поликлиники, а также получать обратную связь. Наша поликлиника стала стартовой площадкой для пилотного проекта именно благодаря нашей открытости инновациям. Мы приверженцы всего нового. На протяжении полутора лет реализуем проект «Бережливое производство». Во многом нам приходится рушить привычные стереотипы, и за последнее время поликлиника сильно преобразилась. Мы полностью модернизировали регистратуру, теперь она открытого типа. Работает администратор зала, которая приветствует людей и распределяет потоки по окнам, а также электронная очередь. Внедрен сестринский пост для выписки рецептов и направлений – части пациентов, пришедших именно с этой целью, теперь не приходится ожидать своей очереди к врачу, и специалисты меньше загружены рутинной работой. Еще в одном окне производится выписка льготных рецептов – и буквально в пяти метрах от этого окна, в аптечном пункте, пациент может бесплатно получить эти препараты. Многие пациенты уже привыкли к новой системе и направляют нам свои положительные отзывы. Теперь настало время следующего шага – мы стремимся облегчить работу нашим участковым врачам, благо технологии это сегодня позволяют. Все наши терапевты уже прошли обучение работе на планшетах, получили индивидуальные ключи доступа к информационной системе «Куздрав». Данные, содержащиеся на устройствах, надежно защищены. В настоящее время в нашем распоряжении восемь планшетов. Так что пока в работу по реализации проекта включились восемь наших сотрудников – самые инициативные кадры. Они ежедневно тестируют программу, как говорится, в боевых условиях и направляют свои пожелания разработчикам, ведь нет предела совершенству!

Участковые врачи поликлиники новшеством очень довольны. В системе разобрались быстро и уже начали экономить свое время – а как следствие, и время пациентов!

– Очень удобно! Планшет не тяжелый, хорошо помещается в сумку, – делится первыми впечатлениями Аксана Макарова, участковый врач-терапевт. – В системе вся информация представлена очень удобно и наглядно: по каждому пациенту видны диагнозы, история болезни, проходил ли он диспансеризацию, какие лекарства принимал и в каких дозировках. Сами пациенты, особенно пожилые, часто такие вещи не помнят. Раньше приходилось либо носить с собой толстые бумажные карты, либо подолгу заранее готовиться к вызовам. Теперь же благодаря нововведению мы не только будем тратить меньше усилий, но и успеем охватить больше пациентов за один рабочий день.

После завершения тестирования проект «Дистанционная поликлиника» планируется постепенно внедрить и в других поликлиниках города. Так что время, когда все участковые врачи будут ходить с планшетами, как герои современных сериалов о медиках, уже не за горами.