Там, где живёт время…

В городе Кемерово стартовал проект, направленный на развитие школьных музеев. Мы побывали в школе № 11 Кировского района, где музеев даже два! И познакомились с работой музея деревенского быта, который располагается в корпусе начального звена.

Городская программа «Школьный музейный туризм» рассчитана на два года и посвящена празднованию 300-летия Кузбасса. Проект нацелен на достижение более качественных показателей школьной поисковой, экспозиционной и экскурсионной деятельности. Планируется усилить конкурсное движение для активистов-музееведов, а также обеспечить обмен опытом между ними.

Эти задачи подробно обсуждались на прошедшем недавно педагогическом фестивале «Август-2019». Специалисты музейного дела договорились о том, что для школьников, увлекающихся музееведением, будут организованы специальные мастер-классы и стажировки на профильных кафедрах Кемеровского государственного университета и Кемеровского государственного института культуры. Запланировано и увеличение экспедиций с участием школьников – по кузбасскому региону и Сибири в целом.

Сейчас в школах Кемерова работает 67 музеев, охватывая около 96% всех школ, гимназий и лицеев. При этом девять музеев имеют звание «народный», а еще 26 – «отличный».

Звания народного удостоен и краеведческий музей-комплекс имени заслуженного учителя РФ П.М. Петренко средней общеобразовательной школы № 11. У него собственная большая история. А в 2015 году у большого и известного в городе школьного музея появился «младший брат». В корпусе начальной школы создан музей деревенского быта «Там, где живет время». Его руководитель педагог дополнительного образования Татьяна Курулюк считает главной задачей небольшого пока музейного пространства привитие младшим школьникам интереса к истории своего региона:

– Мы работаем по двум направлениям. Одно из них – это рассказ о быте, обычаях, обрядах наших предков, проживавших на территории современного Кузбасса в прошлые века. Другое – изучение истории национального костюма народностей, населявших эту местность. Мы с ребятами ездим в экспедиции по области. Неоднократно побывали в Верхотомке, Дмитриевке, в селах Яшкинского района. Поисковая работа вывела нас на еще одно направление – появилась экспозиция «Гори, сияй, моя звезда», посвященная подвигам на полях сражений Первой мировой войны и Великой Отечественной. Эта деятельность очень увлекает детей, и у меня, честно говоря, душа радуется, что история своего народа становится для них значимой и важной. Наши ребята не только изучают историю родного края, но и делятся своими знаниями, работая экскурсоводами.

Мы побывали на одной из экскурсий, которую с первоклассниками одиннадцатой школы провела уже опытный экскурсовод Анна Капранкова. Аня перешла в пятый класс, а впервые пришла в школьный музей во втором. Рассказ девочки с демонстрацией экспонатов касался домашнего быта сельских жителей Кузбасса. Ребятишкам была представлена целая коллекция утюгов – печных и угольных. Показали и первый прообраз «деревянного утюга» под названием «рубель», а также расшифровали поговорку «не мытьем, так катаньем». Поведали об истории русского самовара и традициях чаепития. Познакомили с образцами детской мебели, объяснив, чем люльки отличаются от качалок. В общем, интересного было много!

– Сначала в музее нам предлагали разные увлекательные игры, – вспоминает Аня. – А потом мы перешли к изучению истории. Но не той, что на бумаге, в учебниках, а той, которая в предметах старины. А здесь всё: и глиняная посуда, и куклы и другие самодельные игрушки, и самовары – самый маленький из них всего на один стакан, а ведь были и на два ведра! Я приходила сюда каждый день после уроков и старалась чем-то помочь Татьяне Сергеевне. С третьего класса начала проводить экскурсии. Поняла, что кроме хороших знаний здесь нужны уверенность в себе и умение работать с аудиторией. Сейчас перешла в «большую школу», но музей бросать не собираюсь. Может быть, и во втором начну работать – история и музейное дело меня захватывают.