Творцы безопасных дорог

На улицах областного центра становится меньше дорожно-транспортных происшествий. Об этом свидетельствует статистика. По данным ГИБДД по г.Кемерово, за первое полугодие 2019 года было зафиксировано 262 ДТП, что на 4 процента меньше в сравнении с данными аналогичного периода прошлого года.

Улучшения ситуации удалось добиться во многом за счёт работы специалистов городского Центра организации дорожного движения, которые совместно с сотрудниками ГИБДД выявляют места концентрации ДТП и определяют мероприятия по повышению безопасности на этих участках.

– Место концентрации ДТП – это участок автомобильной дороги, не превышающий 200 метров, в черте города или перекрёсток, где в течение последних 12 месяцев произошло 3 и более дорожно-транспортных происшествий одного вида, допустим, три столкновения, или 5 и свыше того ДТП разных видов, в результате которых погибли или получили повреждения люди, – поясняет директор Центра организации дорожного движения Владимир Вильчиков. – Как пример приведу нерегулируемый пешеходный переход около автовокзала. На этом месте в прошлом году было совершено 4 наезда на пешеходов. Мы наметили целый ряд мер. В первую очередь, нанесли на дорожное полотно бело-жёлтую разметку и установили дорожные знаки «Пешеходный переход» на жёлто-зелёном флуоресцентном фоне над проезжей частью, которые лучше видны водителям. Количество ДТП на этом участке удалось сократить, но не ликвидировать полностью. В январе нынешнего года там снова сбили пешехода. Поэтому мы принимаем дополнительные меры: летом спилили придорожные заросли, которые мешали автолюбителям разглядеть дорожные знаки и даже выходящих на «зебру» людей. В этом году намечено установить там светофор, что, как мы надеемся, сделает этот участок ещё более безопасным.

Другой успешный пример – проблемный в прошлом нерегулируемый пешеходный переход на проспекте Шахтёров, 59«а», около остановки общественного транспорта «Школа № 24». Это место регулярно попадало в сводки ДТП с пометкой «наезд на пешехода». Местные жители опасались переходить дорогу в этом месте, предпочитая не рис­ковать жизнью и здоровьем и пройти метров 300 к перекрёсткам с регулируемым светофорами движением (около тер­управления Рудничного района и возле Кемеровского областного кадастрового центра). Горожане даже петиции писали муниципальным властям с просьбами решить застарелую проблему. И специалисты ЦОДД не сидели сложа руки. Чего только не делали: ограничили скорость до 40 км/час, установили камеру фиксации нарушений ПДД, поставили так называемый светофор-«моргалку» Т7. Однако людей продолжали сбивать… Тогда было принято решение, оказавшееся самым эффективным: оснастить этот пешеходный переход полноценным светофором с тремя традиционными фазами (красная, жёлтая и зелёная). Электронный регулировщик заступил на пост 4 июня 2019-го, действуя в тестовом режиме, чтобы водители успели к нему привыкнуть. А через три дня светофор заработал в полную силу. С тех пор наездов на пешеходов на «зебре» в этом месте не отмечено.

Всего к началу сентября в Кемерове появится ещё 7 светофоров, их установят в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Новые объекты смонтируют в районе школ № 8, 17, 39, 70, 74, 82, 90 на улицах Александрова, Толстикова, Инициативной, Космической, Пролетарской, Рабочей, Стахановской. Все электронные регулировщики будут оборудованы специальной кнопкой, нажав которую можно будет безопасно перейти проезжую часть.

Светофоры – далеко не единственное оружие в арсенале ЦОДД. Специалисты под руководством многоопытного Владимира Вильчикова, занимающегося проблемами развития транспортной и дорожной сети областной столицы почти 30 лет, в разных местах используют различные комбинации, зачастую действуя на опережение, предупреждение возможных ДТП.

– В районе нерегулируемого пешеходного перехода на улице Волгоградской, 15, тоже не всё благополучно. Этот участок ещё не стал местом концентрации ДТП, но там в этом году уже сбили двух пешеходов. И, чтобы не дожидаться появления на дорожной карте города ещё одной проблемной точки, мы решили взяться за дело заранее, – отмечает Вильчиков. – Кроме жёлто-зелёных флуоресцентных дорожных знаков мы планируем использовать на этом участке шумовые полосы. Это специальные линии из пластика, они невысокие и не доставляют автомобилистам больших неудобств, но побуждают их снизить скорость и быть предельно внимательными. А пешеход, если у него, конечно, уши не заняты наушниками, слышит характерный шелест, возвещающий о приближении автомобиля. Шумовые полосы неплохо зарекомендовали себя на Притомском проспекте, но большого распространения они в нашем городе пока не получили. Мы собираемся в этом году нанести их ещё на одном участке – у дома № 45 на бульваре Строителей, там с начала года тоже было два наезда на пешеходов. Многие автолюбители нас упрекают, что мы ставим ограничения скорости на новых участках и не убираем на старых. Говорят, мол, на Кузбасском мосту почти не бывает ДТП, почему там не снимают ограничение в 40 км/час? Поймите, я сам водитель и прекрасно понимаю, что удовольствия плестись по дороге мало. Но безопасность должна быть на первом месте. Мне как горожанину, полвека живущему в Кемерове, неприятно читать о родном городе в новостях про дорожно-транспортные происшествия. Наглядный пример – мы на какое-то время убирали камеру фотофиксации на Красноармейской, в районе пересечения с ул. Индустриальной. Этот прибор там находился около 10 лет, и мы обратили внимание, что там практически нет ДТП. Полтора года назад камеру убрали. И что вы думаете? Только с начала этого года там произошло два столкновения, ещё одно – и это уже новое место концентрации ДТП! Придётся возвращать прибор фотофиксации на место, а нашим критикам – призадуматься, эффективна или нет такая мера, как ограничение скорости на постоянной основе.

Оживлённые перекрёстки также доставляют немало хлопот сотрудникам ЦОДД. Трафик на пересечениях крупных улиц такой плотный, что голова идёт кругом и у водителей, и у пешеходов. В прошлом году Вильчиков и его команда, внимательно изучающие опыт других регионов и удачно подбирающие варианты для наших реалий, опробовали абсолютно новую для кузбасской столицы схему с диагональной «зеброй». «Косой» пешеходный переход, который используют на дорогах в мегаполисах, таких как Москва и Казань, впервые в Кемерове появился прошлым летом. В 2019 году эту практику расширили за счёт традиционного места концентрации ДТП – перекрёстка Советского проспекта с улицей Кирова. Здесь постоянно случались столкновения автомобилей и наезды на пешеходов. Помимо установки камеры фотофиксации там поменяли светофоры (согласно новым ГОСТам, теперь на трёхполосных и более дорогах светофорные линзы должны находиться не на уровне проезжей части, а над ней). Также для пешеходов выделили отдельную фазу, когда ни одна машина не имеет права двигаться ни в каком направлении. И, чтобы людям в некоторых случаях не переходить дважды проезжую часть на одном перекрёстке, нанесли диагональную «зебру». С конца мая, когда пересечение Советского и Кирова преобразилось, и по сегодняшний день ни столкновений, ни наездов не зафиксировано.

– Среди других новшеств, внедряемых на кемеровских дорогах, – светофорная фаза «красный всем». Мы проанализировали состояние дел и пришли к выводу, что 70-80 процентов ДТП происходит на смене светофорных фаз. Один думает: «Вот зелёный только-только заморгал, ещё успею проскочить», второй думает так же. Результат обычно закономерен – столкновение и разбирательства в ГИБДД. В зависимости от размеров перекрёстка мы вводим дополнительную фазу, когда движение запрещено всем. Таким образом, у не самых ответственных водителей появляется время завершить свой манёвр, на порядок снижается риск возникновения ДТП. Мы применяем эту фазу на большинстве кемеровских перекрёстков, в зависимости от его размера варьируется время действия режима «красный всем» – от 2 до 5 секунд. Мы всегда готовы к общению с горожанами, которые могут оставить свои предложения и пожелания на сайте codd.42.ru в разделе «Обратная связь». Замечания по работе светофоров и о других недочётах в организации дорожного движения кемеровчане также могут сообщить нашему диспетчеру по номеру телефона 67-00-00. Хочу добавить, что на сегодняшний день в Кемерове ещё осталось 22 места концентрации ДТП, и по каждому у нас есть наработки, как улучшить ситуацию, – заключил Владимир Вильчиков.