На «зелёной волне»

Увеличение пропускной способности автодорог областного центра – одна из задач, над решением которой интенсивно работает Центр организации дорожного движения (ЦОДД). В ходе пресс-конференции директор ЦОДД Владимир Вильчиков рассказал, какие меры принимаются, чтобы сократить число пробок и сделать поездки по городу более комфортными.

В начале 2000-х по кемеровским дорогам передвигалось чуть больше 80 тысяч легковых автомобилей. Сейчас этот показатель перевалил отметку в 220 тысяч. И это без учёта автобусов и грузовиков, проезжающих транзитом через областной центр. В то же время площадь дорог выросла менее чем на 20%, что неизбежно привело к снижению пропускной способности городских магистралей.

Для решения проблемы в предыдущие годы был принят ряд эффективных мер, в том числе выделение полосы для общественного транспорта на проспекте Ленина и организация реверсивного движения на Советском проспекте. Однако на этом в Центре организации дорожного движения останавливаться не намерены.

– На пересечении 1-й и 2-й Камышинских улиц ещё в прошлом году было организовано светофорное регулирование. И мы уже тогда определили, что на 2-й Камышинской нужна дополнительная полоса в сторону выезда из города, и светофор ставили с учётом будущего уширения проезжей части. Сейчас эти работы идут, – говорит директор ЦОДД Кемерова Владимир Вильчиков. – У нас есть ещё одно предложение: сделать дополнительную полосу на улице Красноармейской при подъезде к улице Соборной. На Красноармейской почти везде по три полосы в каждом направлении, кроме моста через Искитимку и подходах к нему – там всего по две полосы. И в этом узком «горлышке» постоянно возникают заторы, особенно при подъезде к Соборной. С помощью уширения проезжей части мы сможем улучшить ситуацию.

Кроме того, в планах ЦОДД расширить дорогу в районе перекрёстка улиц Сибиряков-гвардейцев и Каменской в сторону ФПК. По словам Вильчикова, в ближайшие годы на Каменской ожидается капитальный ремонт по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», сейчас готовится проектная документация. Тогда и появится возможность осуществить идею создания шлюза для правого поворота на Каменскую с Сибиряков-гвардейцев.

Один из самых загруженных участков в городе – пересечение проспектов Шахтёров и Кузбасского. Три полосы по одной стороне выходят с Шахтёров, столько же – с Кузбасского проспекта. Почти весь поток автомобилей в утренний час пик идёт в сторону левого берега Томи, и на участке от проблемного перекрёстка до МЖК, а иногда и до перекрёстка проспект Шахтёров – улица Цимлянская скапливается пробка. Поэтому в ЦОДД разработали схему продления улицы Институтской от Цимлянской до Кузбасского проспекта, что позволит разгрузить проспект Шахтёров. Как выяснилось при обследовании участка, самые большие затраты предполагаются не на строительство самой дороги, а на обустройство инженерных сетей. Схема непростая, но специалисты уже приступили к проектированию.

Ещё одна задумка, успешно опробованная на Советском проспекте в районе Университетского моста, – активные светодиодные дорожные знаки.

– На Советском, где у нас организовано реверсивное движение, информационный знак «Направление движения по полосам» на перекрёстке меняется в зависимости от того, какой режим движения в данный момент действует. Например, с одной из полос в какой-то период разрешён проезд только прямо, в другой период – прямо и направо, – поясняет Владимир Вильчиков. – Сейчас мы рассматриваем ещё несколько предложений, где можно применить активные знаки. Самый яркий пример – пересечение Кузнецкого и Советского проспектов, где такой указатель можно установить на второй полосе Советского со стороны центра города. Это позволит водителям в вечерний час пик поворачивать в сторону Кузнецкого моста сразу с двух полос без каких-либо помех движению и без опасности возникновения заторов. Пропускная способность этого участка, по нашим подсчётам, возрастёт на 35%. Сейчас проходят конкурсные процедуры для приобретения дополнительных активных дорожных знаков.

Многие автолюбители положительно оценили введение реверсивного движения на проспекте Советском, где в часы пик соотношение машин в одну и другую сторону составляет один к трём. Полосы перераспредели в таком же соответствии, попеременно отдавая одну полосу на «реверс» в том или ином направлении – в зависимости от интенсивности транспортного потока. По оценкам специалистов ЦОДД, реверсивное движение целесо­образно было бы организовать также на Автозаводской улице, соединяющей микрорайон Южный и Кузнецкий проспект. Правда, для этого там придётся расширять проезжую часть: чтобы организовать дополнительную полосу, необходимо ещё около полутора метров. Но для обустройства трёхполосной дороги надо будет реконструировать мост, а это удовольствие не из дешёвых. Впрочем, Владимир Вильчиков уверен, что со временем это будет сделано.

А вот для Логового шоссе, ещё одного загруженного участка кемеровской дорожной сети, «реверс» – не лучший вариант. Там изменили схему движения на перекрёстке с улицей Суворова, предоставив транспорту, едущему по Логовому шоссе в направлении Кузнецкого моста, больше «зелёного» на светофоре. Тем самым удалось увеличить проходимость этого перекрёстка на 20%.

Но в целом участок среди автолюбителей продолжает считаться затороопасным. Кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону поможет объездная дорога (от поста ДПС на северном въезде в Кемерово до Леснополянского шоссе), которую начнут строить в следующем году по нацпроекту «Без­опасные и качественные автомобильные дороги».

Ещё один действенный метод увеличения пропускной способности автодорог – создание так называемой «зелёной волны». С помощью автоматизированной системы управления (АСУ) дорожным движением специалисты могут управлять светофорами, оперативно меняя какую-либо фазу в зависимости от ситуации.

На сегодняшний день в Кемерове к АСУ подключено 68 светофоров. На проспекте Ленина от Кузнецкого проспекта до улицы Мичурина в утренний час пик работа светофоров выстроена таким образом, что машины на средней скорости 50 км/час преодолевают этот отрезок за 3-4 минуты, попадая по большей части на зелёные фазы.

Сейчас «зелёную волну» расширяют за счёт улицы Красноармейской: работа светофоров уже скоординирована на участке от улицы Мичурина до улицы 50 лет Октября. К этой системе подключают следующую часть – до улицы Дзержинского, далее упрощённое движение автотранс­порта обеспечат до Кузнецкого проспекта.

В целом в 2019 году в Кемерове к АСУ подключат ещё 29 перекрёстков, в том числе установят 33 видеокамеры на светофорах (в общем по городу их будет 67), чтобы сотрудники ЦОДД могли управлять дорожным движением более качественно.