Безопасность дорог – в их качестве

В городе Кемерово третий год подряд продолжаются масштабные мероприятия по реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Особое внимание обращается на качество ремонтных работ, ведь только следование установленным стандартам позволит продлить срок службы дорожного покрытия и значительно увеличить межремонтные периоды.

Сезон в разгаре

Сегодня в городе одновременно ведутся работы на 29 участках дорог. Один из самых крупных подрядчиков – ООО «Кузбассдорстрой». Предприятие занято строительством кольцевой развязки: Притомский проспект – бульвар Строителей – Московский проспект протяжённостью 0,3 км и стоимостью 191 млн рублей.

Сегодня здесь уже запущено дорожное движение, а земляные работы, переустройство магистральных сетей водовода и теплоснабжения, устройство ливневой канализации находятся в стадии завершения.

Продолжается строительство дороги на Московском проспекте – от бульвара Строителей до Ленинградского проспекта – длиной 0,6 км и стоимостью около 91 млн рублей. Выполнены земляные работы, практически завершено щебёночное основание, ведётся переустройство ливневой канализации, кабельных линий, магистральной сети водовода, а также создание тротуаров, съездов и озеленение. Эти два объекта планируют закончить к 25 августа 2019 г.

В перспективе по нацпроекту также установка 8 светофорных объектов, 7 из которых вблизи школ, оборудование барьерных и пешеходных ограждений и 4 остановочных павильонов.

Весь этот комплекс ремонтных и строительных мероприятий направлен как на развитие транспортной инфраструктуры, так и на дополнительные меры безопасности на наших улицах. И потому для обеспечения качества дорожных процессов действует целая система контроля.

Мы решили узнать, как работают её ключевые звенья.

На «пионерских» улицах

Одним из крупных городских объектов, где сегодня тоже осуществляется обновление дорог, является ряд улиц ж.р. Пионер. Ремонт охватывает практически всю территорию посёлка и уже находится на завершающей стадии.

Помимо починки самого дорожного покрытия обустраиваются заездные карманы на остановках общественного транспорта (а в необходимых случаях и их перенос в соответствии с требованиями нормативных документов по безопасности дорожного движения). Одновременно восстанавливается система водоотведения с заменой пропускных труб в местах въезда во дворы домов, благоустраиваются улицы.

Здесь мы и побывали, чтобы посмотреть, как контролируются только что выполненные работы. На улицах Абдулинских (1-й и 2-й) бригада ООО «Кузбасский центр дорожных исследований» вела отбор проб недавно уложенного асфальтобетона. Наталья Чевтаева, заместитель начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства городской администрации, рассказала о нескольких стадиях контроля.

Первый этап контроля качества – дело самого подрядчика. Производителю работ выгодно вовремя устранить допущенные недостатки, что гороздо проще и дешевле, чем потом переделывать всё.

Второй этап – а его мы и застали – от имени заказчика, в качестве которого выступает городское управление дорожного хозяйства и благоустройства, действуют специалисты Кузбасского центра дорожных исследований.

И, наконец, итоговые лабораторные испытания осуществляют представители Федерального дорожного агентства, отвечающего за проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» во всероссийском масштабе.

Только после всех трёх этапов контроля – с положительными результатами – происходит приёмка сделанного. Если же на каком-то из них находятся отклонения от стандартов, подрядчик приступает к устранению недостатков вплоть до полного выполнения всех требований.

201903420
201903421
201903419

Керны и этапный контроль

На каждом объекте на определённом расстоянии друг от друга (это определяется индивидуально и утверждается в специальном перечне решением администрации) производится 3 вырубки цилиндрической формы – керна, которые нумеруются и регистрируются перед отправкой в лабораторию.

Почему сразу три?

Специалисты объяснили, что каждый из трёх кернов будет подвергнут исследованиям по разным показателям: проведут анализ щебёночно-мастичной смеси, определят толщину выравнивающего и верхнего слоёв дорожных «одежд», степень сцепления между ними, плотность асфальтобетона и его возможное водонасыщение, прочность на сжатие и т.д.

То, как на практике производится отбор проб асфальтобетонного покрытия, нам продемонстрировал Сергей Вайдуров, ведущий инженер Центра дорожных исследований.

– Мы тщательно проверяем качество выполнения работ подрядчиком. Главный метод – отбор кернов с готового дорожного полотна, который мы производим с помощью специальной буровой установки. Впоследствии эти пробы исследуют на соответствие всем техническим стандартам. Кроме того, мы здесь же, с помощью специальной трёхметровой дорожной рейки смотрим ровность покрытия, а также определяем соответствие необходимых уклонов для стекания с дороги воды. Конечно, замечания к подрядчикам порой возникают, но все они обязательно устраняются, ведь за этим мы тоже следим.

Наталья Чевтаева отмечает, что созданная система контроля и её последовательное осуществление повышают качество дорожно-ремонтных работ. Особенно это заметно последние 2-3 года.

– Помимо итоговых исследований ведётся контроль соблюдения технологических процессов при фрезеровании и устройстве выравнивающего слоя, во время укладки верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Наши кураторы, закреплённые за каждым объектом, фиксируют результаты проверок соответствующими актами. Всё это вместе и обеспечивает качество.

За 2017-й и 2018 годы в рамках проекта в Кемеровской агломерации:

  • установлено 10 светофорных комплексов и реконструирован 1 светофорный объект;
  • установлено более 1900 дорожных знаков;
  • смонтировано более 4 км пешеходных ограждений;
  • установлено 10 остановочных павильонов со столбиками безопасности;
  • установлено 17 рубежей скоростного контроля;
  • отремонтировано более 140 км городских и пригородных дорог.