Прощайте, «разливайки»?

11 июля в облсовете прошли публичные обсуждения реализации регионального Закона об ограничении продажи пива. Депутаты, представители областной администрации и контрольных органов, а также члены молодёжного парламента Кузбасса высказались по поводу ужесточения действующего в Кемеровской области «антипивного» закона.

Искусство обманывать, чтобы выжить

Областной закон № 95-ОЗ, известный как «антипивной», подобен маленькому ребёнку, который только учится ходить. Он совсем юный (вступил в силу 2 февраля 2019 г.), устремлён в светлое будущее (цель – сократить количество пивных магазинов, расположенных в жилых многоэтажках, за счёт точек менее 50 кв. м, и тем самым поспособствовать снижению уровня алкоголизма, особенно среди молодёжи). Однако его первые шаги не уверенны, он постоянно натыкается на препятствия в виде упорного нежелания предпринимателей закрывать или перепрофилировать доходный бизнес (торговать пивом в разы выгоднее, чем фруктами или булочками). Некоторые предпочитают заплатить штраф, не превышающий для индивидуальных предпринимателей 10 тысяч рублей – всё равно эти финансовые потери быстро отобьются за счёт новых продаж пенного напитка. Кто-то срочно переоформил свою маленькую пивточку в легальное «предприятие общественного питания», изменив статус лишь на бумаге (подробно об этом мы писали в № 20 от 8.05.2019).

Казалось бы, что мешает не допускать маскировки пивных точек в псевдокафе? Ведь по факту в таких заведениях бывает один-два столика (в лучшем случае), нет отдельного санузла для посетителей и т.д. Этот очевидный вопрос одним из первых был озвучен членами молодёжного парламента Кузбасса. Но, как пояснила начальник отдела по гигиене питания управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Кемеровской области Ирина Антонова, не всё так просто. Во-первых, открыть точку общепита очень легко, достаточно направить соответствующее уведомление в Роспотребнадзор и зарегистрироваться в налоговой службе. Во-вторых, российское законодательство разрешает коммерсантам заниматься несколькими видами экономической деятельности, то есть в нашем случае не запрещено осуществлять розничную торговлю пивом и одновременно оказывать услуги общественного питания. Однако п. 4 Федерального закона № 171-ФЗ налагает особые требования: «розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки)». Эту препону торговцы хмельными напитками на разлив обходят, предлагая покупателям самим закручивать пробку на уже проданную бутылку. Запрет продажи спиртного на вынос, прописанный в этом же законе, – скорее из области теории. Покупатель просто берёт свою бутылку и уходит, поди ж ты его останови! Продавцы, как правило, и не пробуют. Во-вторых, п. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ гласит, что «плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года». Практика показывает, что сразу проверять только что появившиеся точки общепита никто не спешит. В-третьих, внеплановые проверки проводятся, по большей части, на основании обращений и заявлений в органы государственного надзора. Так что преодолеть многочисленные бюрократические проволочки можно с помощью жалобы, причём правильно составленной.

– За первые 6 месяцев этого года к нам поступило 20 жалоб на реализацию алкогольной продукции, в первую очередь пива, в жилых домах. 50% из них приходится на Кемерово. Чтобы эффект был более действенным, в обращениях лучше отражать нарушения санитарных норм. При подтверждении указанных недочётов мы сможем, во всяком случае, приостановить деятельность торговой точки или так называемого предприятия общепита, – поясняет Ирина Антонова. – А когда в обращении, например, написано, что осуществлялась продажа пива на разлив объёмом более 1,5 литра и нет никакой доказательной базы в виде читабельного чека, доказать это практически невозможно.

По данным Управления потребительского рынка и развития предпринимательства г. Кемерово, на момент вступления в силу закона № 95-ОЗ в областной столице насчитывалось 276 пивных точек, из них 84 попали под ограничение.

По состоянию на 10 июля 2019 г. 9 пивточек площадью менее 50 кв. м. закрылось, 19 оформились как объекты общественного питания.

Что думает молодёжь?

Недавние рейды, которые провели активисты молодёжного парламента Кузбасса по пивнушкам, выявили целый букет нарушений, в том числе торговлю спиртным после 23 часов, реализацию пива на вынос в «псевдокафе» и продажу слабоалкогольных напитков несовершеннолетним. Парни и девушки подготовили свои предложения, среди которых – полный запрет на торговлю пивом, сидром и медовухой на первых этажах общежитий, а также в радиусе 150 – 200 метров от учреждений культуры и спортивных сооружений.

– В проведённом нами опросе мы предложили несколько вариантов ответа. Пункт «Убрать пивнушки со всех первых этажей жилых домов» выбрал 61% проголосовавших, «Оставить пивточки как есть» – 8%, «Ужесточить контроль за продажей пива со стороны надзорных органов» – 19%, «Усилить общественный контроль за пивными магазинами» – 3%, «Больше пивнушек» – 9%, – озвучила итоги опроса председатель молодёжного парламента Кузбасса Галина Фаминцева.

Есть, конечно, и первые положительные последствия «антипивного» закона. Это касается, в первую очередь, ограничений на розничную продажу алкоголя в праздничные дни: День Победы (9 Мая), Международный день защиты детей (1 июня), День России (12 июня), День молодёжи (27 июня), День знаний (1 Сентября, а в случае если праздник приходится на воскресенье – в следующий за 1 сентября рабочий день), Всероссийский день трезвости (11 сентября), дни проведения выпускных мероприятий в общеобразовательных организациях (последний звонок, выпускной вечер). Так, на 9 Мая 2018 г. в Кузбассе было зафиксировано 52 преступления, совершённых в состоянии алкогольного опьянения, в этом году на День Победы – всего 11 правонарушений. Однако сами разработчики «антипивного» закона признают, что их детище – это только полумера в борьбе с зелёным змием светло-коричневого оттенка.

– Мы будем выступать с законодательной инициативой в части установления дополнительного запрета на розничную реализацию пива и пивных напитков на разлив в организациях торговли, расположенных в многоквартирных жилых домах. То есть мы хотим закрыть все пивточки на первых этажах, – подчеркнула начальник областного департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Вероника Трихина. – Это не коснётся тех ресторанов и кафе, которые соответствуют национальным стандартам. Мы постараемся сделать так, чтобы одного уведомления в Роспотребнадзор об организации нового предприятия общепита было уже недостаточно. Также под ограничения не должны попасть неспециализированные магазины, которые в числе прочего торгуют пивом в бутылках и банках. Но запрет будет распространяться на те магазины и супермаркеты, где есть пивные краны, то есть там, где торгуют пивом на разлив.

Кузбасские чиновники изучили опыт других регионов, в частности, Татарстана, где пивточки и, что ещё важнее, псевдобары, расположенные в многоквартирных жилых домах, попали под запрет. Однако некоторые члены молодёжного парламента сразу глядят на шаг вперёд.

– Здесь сейчас говорили о практике Татарстана. Но на самом деле там не всё так радужно, как нам отсюда кажется, – взял слово Вячеслав Сильев. – В Татарстане многие предприниматели ушли в такую сферу, как продажа пива и других слабоалкогольных напитков через Интернет. Причём пиво можно не просто заказать, не выходя из дома, интернет-торговцы ещё и доставят его по адресу. Так что продажа пива наверняка уйдёт в тень и примет те формы, которые пока ещё Законом не будут контролироваться.

Следует знать

Минимальные требования к объектам общепита:

  • наличие меню различного дизайна на государственном языке и винной карты (чайной, кофейной, десертной карт);
  • оборудованный вход для гостей, отдельный от служебного входа для персонала;
  • наличие гардероба, вешалки;
  • обустроенная туалетная комната для посетителей, отдельная от соответствующего помещения для персонала.

Разработчики первой, действующей ныне версии кузбасского «антипивного» Закона признают и другую проблему: необходимо вносить изменения в Федеральный закон, чтобы эффективно бороться с теми же якобы точками общепита, которые по факту являются обычными «разливайками». К тому же, пиво хоть и является алкогольным напитком согласно федеральному законодательству, но могучее пивное лобби практически нейтрализовало возможные механизмы давления на торговцев пенным напитком, исключив пиво из списка наименований, на реализацию которых необходима лицензия. Другими словами, если продавать вино или водку могут только юридические лица, то бишь более или менее крупные компании, то торговать пивом преспокойно может индивидуальный предприниматель, и открыть такой бизнес чрезвычайно легко – он малозатратен и быстроокупаем.

Тем не мене в Кузбассе намерены изменить ситуацию. Неделей ранее на заседании совета старейшин и членов президиума областного совета ветеранов также прозвучало предложение полностью запретить продажу разливного пива в многоквартирных жилых домах. А вице-спикер кузбасского парламента Юрий Скворцов отметил, что в областном Совете народных депутатов будет создана рабочая группа, которая рассмотрит поправки в региональное законодательство и обсудит возможность выхода с «антипивной» инициативой на федеральный уровень.