Изменения наступят в ближайшее время

Работа общественного транспорта в Кемерове с каждым годом вызывает всё больше нареканий у горожан. Не помогло улучшить ситуацию и прошлогоднее повышение стоимости проезда на 4 рубля.

Почему, несмотря на заверения чиновников, подорожание не привело к ожидаемому эффекту, есть ли надежда, что автобусы в областной столице будут ходить строго по расписанию и появятся ли пассажирские «шаттлы» на кемеровских дорогах? О транспортных делах наш корреспондент говорил с директором УЕЗТУ
Константином Лопатенко.

– Константин Андреевич, каково общее на сегодняшний день состояние системы общественного транспорта в Кемерове? Сколько всего автобусов, троллейбусов и трамваев выходит ежедневно на линии и сколько машин простаивает в гаражах из-за постоянных поломок?

– На сегодняшний день в Кемерове организована работа 193 маршрутов. Ежедневно по будням в рейсы выходят 645 единиц общественного транспорта. Это городские и межмуниципальные маршруты, маршрутные такси, трамваи и троллейбусы. Шестьдесят процентов подвижного состава изношено на 100%. Пятьдесят девять процентов автобусов имеет пробег более 500 тысяч километров при допустимой норме не более 300 тысяч километров. Эти машины изжили себя и требуют замены. Учитывая износ и возраст автобусов, понятно, почему часто случаются поломки. В среднем недовыпуск на линию ежедневно составляет от 30 до 40 единиц.

– 20 декабря 2018 года цены на проезд в общественном транспорте поднялись. Тогда должностные лица и на областном, и на муниципальном уровне говорили, что ожидают улучшений в работе общественного транспорта через 3-4 месяца. Прошло полгода, но улучшений, по мнению большинства пассажиров, не чувствуется. Почему увеличение цены за проезд пока не сказывается в положительную сторону?

– Действительно, стоимость проезда в общественном транспорте была увеличена на 4 руб­ля. Но увеличение произошло не настолько, насколько хотелось бы. На тот момент были предложения поднять стоимость в два раза по сравнению с той ценой за одну поездку, на которой в итоге остановилась Региональная энергетическая комиссия. Однако я хочу обратить внимание на стоимость топлива, которая постоянно растёт. Вслед за топливом и ГСМ происходит повышение цен на всё остальное, в том числе и на запчасти. Да, стоимость проезда повысили, но желаемого эффекта не добились. Рост цен на топливо и запчасти нивелировал все те положительные моменты, которые мы ожидали.

– А когда формировали новые расценки на проезд, разве не предусматривали дальнейший рост цен на бензин, ГСМ и т.д.?

– Ну, если мы стоимость проезда доведём до рыночных параметров, боюсь представить, что начнётся. Экономически обоснованная цена одной поездки в общественном транспорте на сегодня составляет 45 рублей. Здесь должен пояснить, что доход муниципальных транспортных предприятий складывается из двух источников: во-первых, от продажи билетов, т.е. от перевозки пассажиров, а вторая часть – это субсидии из муниципального бюджета на компенсацию выпадающих доходов. Мы с вами должны понимать, что 20 рублей за одну поездку (или 21 рубль, если брать автобусы-экспрессы) не компенсируют стоимости ни топлива, ни запчастей, ни покрышек. К тому же надо ещё и платить зарплату работникам транспортных предприятий. Администрация г. Кемерово за последние шесть месяцев на 30% увеличила эту субсидию. Но из-за того, что, повторюсь, крайне изношена техника, положительного эффекта сразу нельзя ожидать. На обновление автопарка средств попросту нет.

– Разве новая техника не приходит по государственной программе «Оптимизация и развитие транспорта и связи Кузбасса»? На площади Советов автотранспортным предприятиям иногда торжественно раздают новенькие автобусы…

– В этом году в Кузбасс поступит 152 новых автобуса, но давайте учитывать, что эти машины предназначены для всей области. Первая партия уже пришла, для Кемерова выделено 5 автобусов – это Volgabus синего цвета. Думаю, многие видели их на городских улицах.

В Кемерове на сегодняшний день работают:

  • 61 городской автобусный маршрут в количестве 107 ед.;
  • 67 межмуниципальных маршрутов в количестве 63 ед.;
  • 51 маршрутное такси в количестве 369 ед.;
  • 5 трамвайных маршрутов в количестве 51 ед.;
  • 9 троллейбусных маршрутов в количестве 57 ед.

Администрация Кемерова разместила на портале госзакупок материалы для приобретения 50 новых автобусов марки VOLGABUS 5270G2.

Машины должны быть оснащены газовыми двигателями, иметь не менее 30 посадочных мест и систему отопления. Максимальная же вместимость такого общественного транспорта должна составлять не менее 105 человек.

Поступление автобусов планируется партиями по 10 штук: первая должна прибыть в Кемерово до 20 августа, вторая – до 30 сентября, третья – до 31 октября, далее до 30 ноября и до 15 декабря. Сам аукцион власти планируют провести 5 августа.

Как пояснили нашему корреспонденту в администрации г. Кемерово, 10 закупленных автобусов планируется направить на маршрут, обслуживающий Кедровку.

– Новые автобусы приходят единицами, а, по словам водителей общественного транспорта, в то же самое время списывают техники ещё больше…

– Это уже сами транспортные предприятия принимают решение, пригоден тот или иной автобус для дальнейшей работы или с ним уже ничего нельзя сделать, кроме как списать.

– У транспортников есть хоть какие-то резервы в автопарке? Как живущий в Кедровке пассажир могу сказать, что расписание, мягко говоря, не выдерживается, рейсы регулярно срываются, а в справочной отвечают, что замены сломавшемуся автобусу нет.

– К сожалению, что такое резерв, мы в принципе забыли. Если автобус на линии ломается, то, в соответствии с правилами, диспетчер должен к нему отправить другую машину, чтобы пересадить пассажиров. Но такой возможности нет ввиду крайней изношенности автопарка. Отправлять просто нечего. Это большая досада, но это те фактические обстоятельства, в которых мы работаем.

– Как-то раз ждал 197э. Согласно расписанию, автобус должен был пару минут назад уже отправиться в рейс, но, судя по данным мобильного приложения Go2bus, он так и остался в гараже. В справочной УЕЗТУ сначала ответили, что он сейчас поедет по маршруту, а затем сказали, что водитель сел обедать. Это только один пример, когда рейсы срываются не из-за поломки, а по каким-то другим причинам. Почему водители ездят не по расписанию, а как им вздумается?

– Ситуация по обслуживанию Кедровки и Лесной Поляны действительно сложная. Что касается непосредственно вашего вопроса, то в каждой конкретной ситуации надо отдельно разбираться. Если в вашем случае водитель должен был быть в пути по расписанию, но он обедал в это время, то это, конечно, недопустимо и такого у нас быть не должно. Вероятнее всего, машина, которая должна была выполнять рейс, в это время находилась на ремонте, а у другого автобуса маршрута № 197э согласно расписанию был предусмотрен обеденный перерыв. Знаете, водители тоже люди, и им тоже надо есть и отдыхать. Тем более что время для отдыха водителей предусмотрено нормативными документами о порядке их работы, но, конечно, не в ущерб расписанию. Подчеркну, если автобус не совершил до конца рейс из-за поломки или вообще не выехал на маршрут, то такой рейс считается бракованным и не оплачивается по субсидии. Два раза в месяц соответствующая информация доводится до администрации города, и транспортные предприятия недополучают средств. Таким образом, они сами себя наказывают. По поводу контроля могу сказать, что благодаря спутниковой системе навигации мы видим, где в данный момент находится тот или иной автобус. Если он отклонился от маршрута, мы сразу связываемся с диспетчерской транспортного предприятия и выясняем, в чём дело. Кстати, ещё не все маршрутки оснащены приборами GPS-навигации, и пока невозможно отслеживать их движение. Я полагаю, что в ближайшее время мы этот вопрос решим.

– Есть ещё один момент. До справочной практически невозможно дозвониться, всё время занято. А если и дозвонишься, иногда диспетчеры просто не знают, где сейчас находится ожидаемый пассажиром автобус, или говорят, что все машины на линии, хотя вместо, допустим, трёх автобусов в мобильном приложении ясно видно только два. Как это объяснить?

– Во-первых, с 5 июля телефон справочной УЕЗТУ стал многоканальным. То есть теперь не один диспетчер отвечает на звонки, а целая группа специалистов. Во-вторых, я, конечно, приношу извинения за своих сотрудников, но дело в том, что вы как пассажир пытаетесь получить информацию абсолютно оперативно. Нашим диспетчерам нужно какое-то время, чтобы связаться с коллегами из автотранспортных предприятий и получить информацию. Через 5 – 10 минут ситуация обычно проясняется, и тогда наши специалисты готовы будут дать ответ. Для получения более оперативной информации пассажирам лучше связываться непосредственно с диспетчерами транспортных компаний.

– Лично пробовал, когда ещё существовало ПАТП-1. Меня перенаправили в справочную УЕЗТУ, с тех пор только туда и звоню. Вот в чём загвоздка…

– Если диспетчер автотранспортного предприятия отказался предоставить какую-либо информацию, прошу пассажиров сообщать о таких случаях в справочную УЕЗТУ по телефону 57-46-57. Еженедельно по средам у нас проходят совещания, во время которых мы разбираем неприятные ситуации, возникающие между пассажирами и транспортниками. Мы выступаем как связующее звено и призываем транспортные предприятия к дисциплине и выполнению своих обязательств. Со всеми вопросами, жалобами и пожеланиями пассажиры могут обратиться к нам по телефону, повторю, 57-46-57 или написать нам на электронную почту ueztu@ueztu.ru. На вопросы мы ответим в срок до месяца (со дня поступления), если они, конечно, относятся к нашей компетенции.

– Кемеровчане, в частности жители Южного, обратили внимание, что некоторые маршрутные такси, например, «семёрки», стали ездить гораздо реже. А жители новостроек на Притомском проспекте жалуются, что там ходит только 83т, один или два автобуса на линии. Маршрутки – это, по большей части, вотчина частных перевозчиков. Примеры 7т и 83т – это общая тенденция к сокращению числа маршруток?

– Маршрут маршруту рознь, и частные перевозчики хотят работать на коммерчески выгодных маршрутах. И коммерческий транспорт может просто не выйти в рейс, потому что перевозчик понимает, что ему лучше выехать в час пик, чем в другое, менее выгодное для него время. В отношении недобросовестных перевозчиков, конечно, принимаются соответствующие меры, т.е. их штрафуют. Это их прямая обязанность – выпускать определённое число машин по маршруту, прописанное в техническом задании. И для маршруток тоже есть расписание.

– Как будет решаться проблема с обеспеченностью общественным транспортом жителей новых микрорайонов?

– Дело в том, что автобусам для разворота нужен гораздо больший радиус, чем легковым автомобилям. Простой дороги, где такой манёвр спокойно могут совершить легковушки, не хватает. Поэтому в новые микрорайоны, где нет разворотных колец, общественный транспорт зайти просто не может. Сейчас рассматривается вопрос о строительстве диспетчерского пункта и двух разворотных колец на Южном, также диспетчерского пункта на МЖК. Кроме того, у нас не в самом лучшем виде Привокзальная площадь, вопрос о её реконструкции также обсуждается.

– Ходят слухи, что часть маршрутов на Кедровку, Лесную Поляну и другие отдалённые жилые районы Кемерова уберут, а остальные будут ходить до так называемых узловых остановок (остановка МЖК на примере Кедровки). Дальше пассажирам надо будет пересаживаться на другие маршруты, чтобы добраться до точки назначения в другом районе города. Имеют ли эти слухи под собой основу?

– Как минимум в ближайшие 3 года этого не произойдёт, все маршруты останутся на своих местах. Более того, есть желание их усилить. Прежде всего, это касается Лесной Поляны, потому что там растёт плотность населения. А на дальнейшую перспективу действительно рассматривается вопрос о появлении так называемых «шат­тлов», которые позволят увеличить интенсивность движения общественного транспорта. Например, с Лесной Поляны все автобусы будут ходить до Летнего вокзала, а уже оттуда с пересадками пассажиры смогут уехать в любую другую часть города.

– С точки зрения пассажира могу сказать, что это неудобно. Вместо того, чтобы доехать до того же ж/д вокзала сразу, как это было раньше, мне придётся пересаживаться и соответственно переплачивать.

– Нет, вы не будете переплачивать, будет введена системная оплата. Каким именно путём мы пойдём – окончательного решения ещё не принято. Либо как в других городах, то есть один раз заплатив, вы сможете, допустим, в течение часа совершать неограниченное число поездок. Либо первые две пересадки будут бесплатными, а затем придётся платить.

– Это касается всего общественного транспорта?

– Только муниципального. Частные маршрутные такси останутся при своём. Надо учесть, что сейчас в Кемерове есть много дублирующих маршрутов-«паразитов», которые дублируют друг друга, и от них надо избавляться. При этом хочу сразу всех успокоить: с внедрением «шаттлов» пассажиры не будут подолгу стоять на остановках, автобусы будут ходить каждые 5 минут.

– Учитывая состояние муниципального общественного транспорта, в это слабо верится, если честно…

– Мы исходим из того, что муниципальный транспорт будет работать на все 100% и полностью удовлетворять потребности горожан. У нас есть программа по улучшению ситуации в этом направлении. Подробностей я вам сейчас сказать не могу, но отмечу, что она уже реализуется. Кемеровские пассажиры ощутят изменения в лучшую сторону в ближайшее время.

– Константин Андреевич, ну хоть немного приоткройте завесу. «Ближайшее время» – понятие ведь растяжимое…

– Скажу вам так: реализация этой программы должна завершиться 31 декабря этого года.

– Вопрос на перспективу. В Кемерове, за исключением трамваев, остальной общественный транспорт довольно рано прекращает работу. С того же Кировского района или Южного уехать после 8-9 часов вечера очень сложно. Эта проблема как-то будет решаться? Или наш город так и останется «ранним» в плане работы общественного транспорта?

– В этом направлении мы также работаем. По мере обновления подвижного состава пассажирских транспортных предприятий в расписание будут вноситься соответствующие изменения.