Проекты национальной важности

21 июня в областном Совете народных депутатов состоялись общественно-экспертные обсуждения реализации в Кузбассе национальных проектов «Жильё и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Жилищные перспективы

«Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их», – эта фраза Воланда о жителях нашей страны 30-х годов прошлого века из булгаковского романа «Мастер и Маргарита», к сожалению, актуальна в нашей стране и по сей день. Чтобы помочь многим современным россиянам решить пресловутый «квартирный вопрос», в Минстрое РФ разработали национальный проект «Жильё и городская среда», рассчитанный на 2018 – 2024 годы. Одна из целей, указанных в паспорте нацпроекта, – обеспечение доступным жильем семей со средним достатком. Правда, размер этого «среднего достатка» в документе, опубликованном на сайте правительства РФ, не указан. Но прописана конкретная мера, как сделать жильё более доступным, а именно: поэтапное снижение среднего уровня процентной ставки по ипотечному кредиту с 8,9% в 2019 г. до 7,9% к 2024 г. Предполагается также увеличение объема жилищного строительства. В кузбасской столице за период реализации нацпроекта планируют возвести около 1,8 млн кв. м жилья во всех районах города (за 6 лет рост объёмов строительства составит 10,79%).

Национальный проект охватывает ещё одну немаловажную проблему – обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Речь идёт о расселении людей из жилых домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года. По информации кемеровской мэрии, в городе насчитывается 145 таких строений, в них проживает 917 семей. В основном это здания 40-х – 70-х годов. Но есть среди них и настоящие «динозавры» – например, дом № 6 на улице Шахтёрской, возведённый в далёком 1917 году. Жителей этого барака собираются расселить в 2020 г., так же как и 70 семей из девяти других домов, подлежащих сносу. 109 кемеровских семей планируют переселить из аварийного жилья уже в этом году. Весь перечень домов, признанных в установленном порядке аварийными, размещен на официальном сайте администрации города Кемерово (www.kemerovo.ru) и сайте под именем «Реформа ЖКХ» государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (www.reformagkh.ru). Собственникам аварийного жилья, попадающего в проект, полагаются компенсационные выплаты. Тем, кто проживает в аварийных зданиях по договорам социального найма, планируется предоставить квартиры в строящихся домах.

Дороги

Так называется ещё один национальный проект, реализацию которого обсудили депутаты, чиновники, общественники и эксперты. По этой программе в Кемеровской агломерации в 2019 году отремонтируют и построят в общей сложности 63,31 километра автодорог. В городской черте это 47 участков во всех районах, большую часть из которых предложили привести в порядок сами горожане, высказавшие свои пожелания в группе «Безопасные и качественные дороги| Кемерово» в социальной сети «ВКонтакте» (с полным списком объектов, включённых в программу «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2019 год, можно ознакомиться на сайте администрации города Кемерово в разделе «Актуально»).

– При организации ремонтных работ в рамках реализации нацпроекта нами была организована пятиступенчатая система контроля качества, – рассказал замначальника департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Алексей Михайлов. – Первая ступень – это контроль со стороны подрядчика. Вторая – лабораторный контроль со стороны заказчика: в соответствии с действующими нормативами на каждые 7 тысяч квадратных метров свежеуложенного дорожного полотна должна приходиться одна вырубка. Следующая ступень – визуальный осмотр и проверка технической документации – также выполняется заказчиком. В-четвёртых, действует контроль качества со стороны общественности. В социальной сети «ВКонтакте» работает группа «Дороги Кузбасса». Там собираются все отзывы и вопросы от жителей. Это позволяет увеличить участие людей в проекте, создать оперативное взаимодействие. Вовлечение общественности также проводится на этапе выборов объектов ремонта. И наконец, контроль со стороны департамента ЖКХ и дорожного комплекса.

Однако, несмотря на столь тщательный контроль, на недавно отремонтированных дорогах всё равно появляются ямы и трещины. В областной столице уже выявлено более 60 дефектов на участках, обновлённых по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги» (предшественник нынешнего национального проекта) в 2017-2018 гг. Например, этой весной трещина образовалась ровно посередине дороги на улице Нахимова, которую в прошлом году ремонтировали около двух месяцев.

– Там очень близко к поверхности выходят грунтовые воды, на этом проблемном участке и раньше дорожное полотно то проседало, то шло буграми, – поясняет директор муниципального предприятия «Городское управление капитального строительства» Сергей Соснов. – К тому же эту дорогу ремонтировали не всю сразу, а по частям – сначала одну полосу, потом другую. Скорее всего, именно поэтому трещина пошла аккуратно посерёдке. Может быть, асфальт немного остыл, пока его укладывали. Трудно точно сказать, почему так получилось. Но, в принципе, ничего страшного не случилось, подрядчик за свой счёт исправил дефект в рамках гарантийных обязательств. Опасений, что эта дорога будет расползаться, нет. Мы отмечаем такие участки и будем проверять их чаще обычного, где-то раз в месяц. За дорогой на Нахимова будем следить внимательно. Гарантийный срок по проекту «Безопасные и качественные дороги» – 5 лет.

К слову, с этого года в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» гарантийный срок на дорожные работы увеличен до шести лет.

Деньги любят счёт

Общая черта всех национальных проектов – софинансирование из бюджетов разных уровней, причём основная нагрузка приходится на федеральную казну. Только на строительство двух автодорог (на Московском проспекте от улицы Терешковой до бульвара Строителей и на проспекте Химиков от Комсомольского проспекта до существующей дороги на деревню Сухово) Кемерово получит 662 млн рублей, 549,5 млн из которых – это федеральные средства. Если работы по проектам не выполнить в срок, а поступившие деньги освоить не полностью, участие в новых национальных программах будет под большим вопросом.

– Задача депутатского корпуса – взять на контроль эффективное расходование всех средств по нацпроектам, – подчеркнул председатель областного Совета народных депутатов Вячеслав Петров. – В связи с этим мы подключили и депутатов облсовета, и коллег из городских советов, все они будут заниматься мониторингом выполнения всех планов и задач в рамках национальных проектов.