Что может собственник

Современный Жилищный кодекс даёт собственникам жилья в многоквартирных домах немало прав, касающихся управления общим имуществом домов и их территориями. Насколько эффективным будет это управление, зависит от самих людей, проживающих здесь.

Пятиподъездная панельная девятиэтажка «ленинградского проекта» под номером 44 на бульваре Строителей в Кемерове – один из первых многоквартирных домов, построенных в 1980 году в самом молодом по тем временам районе областного центра – Ленинском. Зимой 1981-го сюда заселились первые жильцы – в самом недалёком будущем дом отметит своё сорокалетие.

Валентина Григорьевна Степанова – в прошлом инженер-машиностроитель, а ныне пенсионерка – въехала сюда со своей семьёй сразу после его сдачи, а потому все метаморфозы состояния родного дома происходили у неё на глазах. С 2013 года она вошла в совет МКД, а в феврале 2019-го возглавила его.

– Понятно, что время само по себе жилой фонд не улучшает, требуется постоянная работа по его поддержанию и ремонту, – говорит Валентина Григорь­евна. – В разные годы подход к этому складывался по-разному, но последние десятилетия, если говорить честно, не только не принесли состоянию наших домовых коммуникаций и дворовой территории улучшений, но и вконец расшатали всё. Поняв, что за нас никто не решит накопившихся проблем, мы на общем собрании избрали совет дома. Тем более что управляющая компания к тому моменту заявила, что никаких «переговоров» с отдельными собственниками жилья ни по каким вопросам вести не собирается, а будет говорить лишь с представителями совета. Так каждый из нас, активистов, окунулся в не свойственную ранее и совершенно новую для себя деятельность, а все вместе мы начали изучать жилищное законодательство, думать и настойчиво работать над тем, чтобы улучшить условия жизни в своём доме.

– Не хочу никого обижать, – поддерживает своего председателя член совета МКД Надежда Андреевна Беляева, в прошлом техник-проектировщик, а позже экономист, – но создание нашего совета мне хочется представлять как ответ на вызовы извне. Проще говоря, мы решили объединиться, чтобы бороться за свои права, в данном случае – за права собственников. Ведь фактически мы эту собственность доверяем кому-то в управление, платим за это деньги – и немалые, а потому хотим получать должное. Но зачастую получается так, что услуги оказываются нам лишь аварийные, а ведь хочется-то реальной заботы о содержании дома, то есть поддержания всех систем в хорошем, исправном состоянии. И вот уже шесть лет мы этого добиваемся, воюем, если можно так сказать, за эти высоты.

Благодаря настойчивости жильцов двор дома был включен в программу ремонта 2017 года

Надо отметить, что многие из высот активистам дома № 44 при поддержке остальных собственников жилья взять удалось. За эти годы сделано немало, хотя, по свидетельству членов совета, каждая победа давалась нелегко. Во всех квартирах были установлены индивидуальные приборы учёта, что позволило жестко контролировать размер платы за потребляемые ресурсы, – образовалась экономия средств. Спустя полтора года на сэкономленные деньги были установлены стеклопакеты в подъездах, что значительно повысило показатели энергосбережения в доме. Во всём доме были заменены трубы горячего водоснабжения. Добились направления средств из фонда капремонта на обновление подъездов, чего не делалось почти двадцать лет, на входах установили дополнительные тамбурные двери. Заварили приёмные люки мусоропровода, отремонтировали и снабдили новыми дверями бывшие мусороприёмные кабины – теперь там располагаются помещения для дворника и уборщиц, а также хранится садовый инвентарь для работы во дворе.

Серьёзные изменения произошли и на придомовой территории, хотя капитального ремонта удалось добиться не сразу.

– Первые два года мы просили об этом устно, – поясняет Валентина Степанова. – Потом ещё почти три года перепиской занимались. И нам удалось-таки попасть в программу капремонта дворов 2017 года. Все предпосылки для этого имелись: на софинансирование – после предварительного обсчёта стоимости работ – наши люди сразу же согласились, а задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг у нас вообще никогда не водилось, люди в доме живут добросовестные и ответственные. Многие из жильцов выразили готовность поучаствовать в работах по благоустройству двора, и это было не на словах, а на деле. А уж за работой дорожников – когда начался ремонт – следили ежедневно, вели контроль качества работ. Даже дополнительные предложения в ходе ремонта удалось реализовать: устроили пять дополнительных парковочных мест, вынесли площадку для мусорных контейнеров за пределы двора, а на въезде установили автоматический шлагбаум.

Ответственный подход жителей к своему дому виден буквально во всем. Здесь, к примеру, установлены камеры круглосуточного видеонаблюдения за двором и входом в каждый подъезд, записи с которых хранятся. Во дворе произведена опиловка и снос старых деревьев, посаженных здесь ещё в начале 80-х. Новые же посадки производили специалисты Ботанического сада – по специальному договору, предусматривающему ревизию принявшихся саженцев и необходимую их замену. Хотя в посадках и сами жильцы проявляют инициативу.

– Когда мы начали работу на клумбах, – рассказывает Надежда Беляева, – стали подходить жильцы из разных подъездов, спрашивали: могут ли привезти саженцы и цветы со своих участков, чтобы высадить во дворе. На этой почве и новое общение соседей стало возникать, люди перезнакомились друг с другом, с теми, кого годами просто не знали, хоть и жили рядом. А у домового совета стали появляться новые помощники.

Одна из активных помощниц – Валентина Васильевна Захарова, инженер-химик, много лет проработавшая на «Азоте». Говорит, что с тех пор, как вышла на пенсию, заинтересовалась деятельностью совета дома.

Во время ремонта двора удалось обустроить пять дополнительных парковочных мест

– С некоторого времени я стараюсь поддерживать нашу инициативную группу во всех начинаниях. Восхищаюсь такими людьми, как Валентина Григорьевна и Надежда Андреевна. Они взгромоздили на себя большой воз домовых проблем и без устали везут его в завтрашний день. И я понимаю, что если бы не их беспокойство и беспрерывный труд, то никаких домовых улучшений или преобразований во дворе просто не состоялось бы. А ещё эти две прекрасные женщины многому учат нас. Ведь большинство стало собственниками жилья, ничего в этом не понимая, – я и сама была такой. А теперь мы знаем и умеем гораздо больше и стараемся убедить в необходимости повышать свою грамотность и добиваться истины всех остальных жильцов дома.

Достижения в этом на самом деле есть. Достаточно сказать, что собственники жилья, грамотно проведя все необходимые процедуры, сменили обслуживающую их ранее управляющую компанию. Новая, с их точки зрения, более перспективна во всех отношениях. Интересно и то, что новый договор на обслуживание дома собственники квартир разработали сами, учтя все свои интересы. Впереди много новых планов и дел: необходим ремонт кровли, требуют замены трубы холодного водоснабжения и канализации в подвале, нуждается в реконструкции система вентиляции, есть планы по строительству новой детской площадки, да мало ли ещё что! Но сегодня люди уверены, что всё это им под силу.