ЦУМ: история перемен

Кемеровский центральный универмаг служит горожанам не менее 75 лет. Хотя его точного возраста почему-то никто не знает. Зато доподлинно известно, что в годы Великой Отечественной войны торговля уступила здесь место людям, которые, работая на станках, обеспечивали стране Победу.

Из непроверенной истории

Специалисты утверждают, что предшественником крупного универмага, занявшего ключевое место в общественном центре тридцатых годов прошлого века, следует считать располагавшийся на улице Красной старый деревянный магазин «Аккорд» на территории городского рынка. Нехитрая одежда и обувь, ткани, галантерея, предметы домашнего обихода и хозяйственные товары – вот чем торговали здесь. Между тем в зарождающемся сердце города уже был задуман универсальный магазин в каменном двухэтажном здании. И он появился, хотя не все наши историки сошлись во мнении о годе его рождения. Самым ранним назывался 1929-й, хотя это маловероятно. Следующая версия относится к 1932 году, что, безусловно, уже «горячее»: как таковой строительный бум ещё не начался, но новое время ставило новые задачи. И первая пятилетка, завершённая досрочно и превратившая СССР в индустриальную страну, помимо всех политических и экономических перемен диктовала и необходимость быстрого подъёма благосостояния рабочих и крестьянских масс. А это касается и развития торговли.

По убеждению кемеровского краеведа и экскурсовода Веры Маркидоновой, здание центрального универмага «Сибторг» (а возможно, «Кемторг») выросло около 1936 года. Логика прослеживается: в 1934 году появляется улица имени Кирова, объединяя бывшие Банковскую и Почтовую, цирк построен на ней также в 1934-м, стадион – в 1935-м, универмаг почти в это же время, в 1937-м – кинотеатр «Москва».

Здание было значительно меньше сегодняшнего, но по тем временам казалось небывало просторным, а на его первом этаже даже разместились гастроном и кафетерий, что придавало ему небывалую роскошь, буквально превращая во дворец торговли. К сожалению, это продлилось недолго – грянула война.

Из ХЭМЗа в КЭМЗ

В начале осени 43-го в Кемерово в числе других предприятий, эвакуированных с территорий, которым грозила оккупация, прибыл со своим оборудованием и Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ). В момент основания в 1888 году это был Русско-балтийский электротехнический завод – старейший в отрасли. Из Риги в Харьков завод переместили в 1915 году, чтобы обеспечивать электроаппаратурой шахты Донбасса.

Сменив Харьков на Кемерово, ХЭМЗ стал КЭМЗом – решение об этом было принято Исполнительным комитетом Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся. В это время для размещения эвакуированных предприятий использовали любые площади, лишь бы быстрее появилась возможность наладить выпуск продукции. А изделия ХЭМЗа были очень важны для фронта: помимо электрической пус­ковой аппаратуры и взрыво­безопасных электродвигателей промышленного назначения он выпускал и электродвигатели для танков.

Сохранился документ – «Выписка из решения суженного заседания исполнительного комитета Кемеровского городского совета депутатов трудящихся» от 22 октября 1941 года:

«По вопросу: размещение цехов завода ХЭМЗ, эвакуированного из г. Харькова в г. Кемерово (докл. т. Шуб).
Суженный исполком решил:
1. Для размещения цехов завода ХЭМЗ отвести следующие помещения:
а) трамвайный парк,
б) универмаг Кемторга,
в) гаражи: стройуправления № 6 и автобазы автомобильного транспорта…»

В Кемерово приехали и 156 инженерно-технических работников и 68 рабочих Харьковского электромеханического завода. За короткий срок установили 316 единиц оборудования, провели электроэнергию к 11 цехам. Обучили более 400 человек из принятых на производство – люди осваивали самые востребованные профессии слесаря, токаря, фрезеровщика и обмотчика.

Благодаря самоотверженному труду заводчан уже в тяжелом январе 1942 года предприятие начало выпуск необходимого фронту электрооборудования. Кемеровским электромеханическим заводом в 42-м было сделано 15 тысяч электродвигателей, из них 13 тысяч для производства танков.

Новая дата рождения

Трудно сказать, работал ли универмаг в первые военные годы. Дело в том, что производственные цеха занимали только второй этаж здания, хотя можно предположить, что первый мог понадобиться в качестве складских или подсобных помещений. Но так или иначе, в 1943 году магазин был открыт, о чём также имеется документ – «Приказ по народному комиссариату торговли Союза С. С. Р. № 408: «Об открытии Универмага по торговле промтоварами по коммерческим ценам в г. Кемерово». Его 3 сентября 1943 года подписал нарком торговли Александр Любимов. Этот день и стал считаться официальной датой основания учреждения.

После окончания войны жизнь кемеровского ЦУМа вернулась в прежнее русло, конечно же, не сразу. Электромеханический завод рос, спад военных заказов возвращал и его к мирному труду. Было принято решение о производстве взрывозащищенных электродвигателей для шахт Кузнецкого угольного бассейна. К 1950 году объем товарной продукции относительно 45-го увеличился почти в два раза, а численность промышленно-производственного персонала составляла 3,5 тысячи человек. Отстраивались новые просторные корпуса за Кузнецким проспектом, и, по некоторым сведениям, к 1949 году заводчане полностью освободили торговое здание.

В дальнейшем оно неоднократно реконструировалось и расширялось. Это хорошо заметно, даже если просто посмотреть на дом снаружи. Сначала стали возводить трёхэтажную пристройку справа от фасада, выходящего на улицу Кирова, – в этой части находится любимая посетителями белая мраморная лестница. Позже увеличили высотность до четырёх этажей и закрыли здание по периметру, образовав внутренний двор. О перепланировках и переменах в отделке и говорить нечего.

Люди предприятия

Универмаг сменил не так уж и много директоров, как могло бы показаться. Первым директором, со слов ветеранов, был Попов. Затем с 1949 года магазин возглавлял Василий Дмитриевич Кудреватых. На смену ему пришла талантливый руководитель Мария Семеновна Беляева. Она была делегатом XXVII съезда КПСС, что по тем временам было сопоставимо с награждением высоким орденом.

Для улучшения условий труда в шестидесятые годы здесь оборудовали столовую, кафетерий, «красный уголок», спортивный зал, парикмахерскую, здравпункт, гардеробную, учебную комнату, бытовую и две душевых. В универмаге проводились посвящения в рабочий класс, чествования ветеранов, проводы на заслуженный отдых, «голубые огоньки», выставки-продажи и другие мероприятия.

Универмаг прирастал площадями. С момента основания произошли существенные изменения в материально-технической базе. В девятой пятилетке (1971 – 1975 гг.) была введена дополнительная площадь в размере 3000 квадратных метров. А за годы десятой пятилетки (1976 – 1980) складские помещения увеличились еще на 4000 метров. Постоянное совершенствование самообслуживания, механизация трудоемких процессов, внедрение научной организации труда, повышение эффективности и качества работы позволяло коллективу успешно выполнять основные показатели хозяйственной деятельности.

Со временем открыли два филиала ОАО «Кемеровский центральный универмаг» – на проспекте Ленина (так называемый «универмаг на горе») и на улице 40 лет Октября, который впоследствии стал самостоятельным предприятием.

ЦУМ первым в области осваивал новые формы торговли, в частности, перешёл на самообслуживание. Коллектив предприятия был занесен в «Книгу трудовой славы» города и в «Книгу почета» области, награжден почетным призом управления торговли и обкома профсоюзов. В универмаге до сих пор гордятся тем, что постоянно побеждали в социалистических соревнованиях и достигали высоких показателей.

Конечно, сегодня и показатели определяют по-другому, и понятия о «победителях на трудовом фронте» подзабылись. Но центральный универмаг уверенно работает в современных схемах экономики и маркетинга. От большинства крупных городских торговых центров его отличает то, что это не просто площадка для арендаторов. ЦУМ и по сей день остаётся крупным предприятием с собственной торговой базой, отделами и секциями. А его бессменный руководитель с 1995 года Ирина Сельская сохраняет постоянный состав работников и говорит, что главная задача остаётся прежней – «удовлетворять и предвосхищать потребности клиентов, выбрав для них лучшие товары и услуги, чтобы сделать их счастливыми».
Сергей ВОЛКОВ.