«Главная задача – научить учить…»

Павел Савенков (cправа) с заслуженной наградой.

26 апреля в областном центре подвели итоги регионального конкурса «Преподаватель года-2019» среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций. Преподаватель физкультуры Кемеровского педагогического колледжа Павел Савенков стал призёром конкурса, опередив почти два десятка своих коллег.

Из 20 финалистов пятеро представляли кемеровские колледжи и техникумы, и Павел Савенков – единственный преподаватель физической культуры. Оказавшись в компании сильнейших наряду с коллегами-историками, химиками, математиками, астрономами, информатиками и биологами, не спасовал, своё второе место в конкурсе завоевал в борьбе с достойными конкурентами.

В момент награждения Павел Савенков внешне сдержан, а в глазах – искорки неподдельной радости. И пусть победителем областного конкурса «Преподаватель года-2019» несколько минут назад объявили новокузнечанина Дмитрия Брылёва, но для Павла Геннадьевича призовое место – это личный триумф.

– Я решил участвовать в конкурсе не потому, что у меня какие-то сверхамбиции. Хотел испытать себя, да и в профессиональном плане это интересный опыт, который в будущем пригодится.

На конкурсе Павел Савенков представил образовательный проект «Детский фитнес – радость, творчество, успех!», который уже реализуется: первые 25 студентов осваивают дополнительную квалификацию «инструктор детского фитнеса». Направление перспективное, к будущим специалистам проявляют интерес крупные спортивные организации и объединения.

Защита проекта не вызвала больших затруднений, а вот следующие испытания дались непросто.

– Заключительный этап включал в себя преподавательский мастер-класс и брифинг, причём всё в одну неделю, – рассказывает Павел Савенков. – Мастер-класс проводил для коллег, членов жюри и гостей конкурса. Думаю, здесь определяющую роль сыграл мой способ общения с людьми. Я человек весёлый, стараюсь зажечь энергией и позитивом других. И на мастер-классе у меня это получилось. А вот на брифинге, где отвечал на житейские вопросы, по сути, представлял себя как личность, немного переволновался. В первый же раз участвовал в таком серьёзном конкурсе, переживал до самого последнего момента! Но жюри решило, что выступил достойно. И когда меня объявили в числе лауреатов, почувствовал эйфорию. Приятно, конечно, когда награждают!

Первый шаг к своему главному на сегодняшний день профессиональному успеху Павел Савенков сделал, будучи ещё учеником средней школы села Журавлёво Промышленновского района. В день школьного само­управления юноша решил попробовать провести для сверстников урок физкультуры. И так это занятие пришлось по душе, что вопрос о выборе будущей профессии отпал сам собой.

После окончания Кемеровского педагогического колледжа тяга к знаниям не улетучилась, и вчерашний студент отправился получать высшее образование в Омскую академию физической культуры и спорта, успешно сдав экстерном 11 экзаменов и поступив сразу на третий курс. Учился хорошо, без троек. А как можно по-другому, если ты грызёшь гранит науки за партой, за которой раньше сидел легендарный российский борец, трёхкратный олимпийский чемпион и девятикратный чемпион мира Александр Карелин!

Получив диплом, Павел Савенков вернулся домой и устроился в родной колледж, где уже 17 лет готовит будущих учителей физкультуры.

«А чего там сложного – подготовить физрука? Научил движениям для разминки, показал, как правильно подтягиваться, и объяснил правила разных спортивных дисциплин», – может сказать обыватель, вспоминая свои школьные уроки физкультуры, – и будет не прав! Ведь грамотно составить ту же разминку – это целая наука, от которой зависит здоровье детей! Неправильно подобранный комплекс упражнений в разы увеличивает риск получить травму, например, потянуть мышцу или порвать сухожилие. Поэтому преподаватель физической культуры должен знать и анатомию, и физиологию. И, конечно же, педагогику.

– Особенность квалифицированного педагога в том, что он может не быть крутым спортсменом, не обязательно должен сам хорошо бегать или плавать, но он должен научить этому другого, – говорит Павел Савенков. – И моя главная задача как преподавателя колледжа – научить учить. Насколько это сложно? Многое зависит и от желания студента, и от педагога. Занятия необходимо выстраивать так, чтобы они не были нудными и чрезмерно утомительными. Чувство юмора в общении с молодёжью тоже не помешает. Нужно к каждому находить индивидуальный подход, как бы банально ни звучало, но это одна из основ педагогического мастерства. И ещё очень важно быть стабильным: нельзя сегодня быть требовательным (а я довольно требовательный, но не жёсткий преподаватель), а завтра, по настроению, дать слабину. Результаты своей работы я вижу, когда прихожу с нынешними студентами на практику в школы и вижу там своих выпускников, которые остались в профессии и работают учителями физкультуры уже лет по десять.

По признанию Павла Савенкова, он не слишком рассчитывал на то, чтобы попасть в призёры конкурса. Изначально поставил перед собой цель хотя бы выйти в финал – «чтобы не было стыдно перед коллегами и перед начальством». Но серебряный знак отличия «Преподаватель года Кузбасса» – хорошее подтверждение мастерства кемеровского педагога. А сертификат на оснащение своего образовательного учреждения – как знак признательности родному колледжу за науку.