Борьба будет непростой

3 месяца прошло с вступления в силу одной из самых резонансных и обсуждаемых среди кузбассовцев областных реформ. Региональные власти подвели первые итоги действия так называемого «антипивного» закона.

С чего всё началось

Первая попытка ограничить розничную продажу пива в помещениях площадью менее 50 квадратных метров, расположенных в жилых домах, была предпринята в Кемеровской области ещё в 2015 г. Тогда инициативу проявили новокузнецкие власти, но предложенный законопроект в областном Совете народных депутатов не прошёл. Последующие 3 года подвижек в этом вопросе не принесли: многочисленные жалобы от возмущённых жителей продолжали накапливаться, а новые пивные точки росли, как грибы после дождя, ютясь в невообразимо малых помещениях. Рекорд минимализма, судя по данным областного департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка, принадлежит магазину «Пиво Сибири» на ул. Тухачевского, 16, в Кемерове, чья площадь составляет (только вдумайтесь!) 5,4 кв. м! Однако и такая «кроха» способна, как магнит, притягивать большое количество любителей пенного напитка, которые в подвыпившем состоянии имеют склонность к шумным конфликтам, потасовкам и прочим нарушениям общественного порядка.

В сентябре 2018 г. на проблему чрезмерного обилия пивных точек обратил внимание Сергей Цивилев, ранее занимавшийся бизнесом в Якутии и хорошо знакомый с реалиями этого региона, где действуют одни из самых жёстких правил торговли спиртными напитками – наряду с северокавказскими субъектами РФ. В Якутии ещё в 2015 г. запретили розничную продажу любого алкоголя в магазинах, расположенных в жилых домах. Что-то подобное могло быть и в Кузбассе.

– Изначально губернатор поручил вообще запретить продажу пива и пивных напитков на первых этажах жилых домов, – рассказывает начальник областного департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Вероника Трихина. – Но мы видели в таком решении определённые риски. Поскольку пиво является алкоголем, пришлось бы в целом запретить розничную продажу спиртного в жилых домах. А у нас на первых этажах многоквартирных домов расположено очень много и неспециализированных небольших магазинов, и супермаркетов, торгующих в числе прочего алкоголем.

По словам заместителя губернатора области по инвестициям, инновациям и предпринимательству Алексея Крупина, удар по бизнесу мог быть увесистым, учитывая, что доля доходов от продажи алкоголя в неспециализированных магазинах составляет порядка 30%. В результате остановились на более мягком варианте: запрет на розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в многоквартирных домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам, при условии, что общая площадь такого торгового объекта и его складских помещений составляет менее 50 кв. м (в городах) и 25 кв. м (в сельских населённых пунктах). Эти ограничения не касаются розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. В ноябре прошлого года закон № 95-ОЗ был принят облсоветом, 2 февраля 2019 года вступил в силу.

Новый закон запрещает розничную продажу алкогольной продукции в праздничные дни: День Победы (9 мая), Международный день защиты детей (1 июня), День России (12 июня), День молодежи (27 июня), День знаний (1 сентября, а в случае если праздник приходится на воскресенье – в следующий за 1 сентября рабочий день), Всероссийский день трезвости (11 сентября), дни проведения выпускных мероприятий в общеобразовательных организациях (последний звонок, выпускной вечер).

Лазейки и возможное ужесточение

На момент принятия «антипивного» закона в Кемерове из 276 точек по продаже пива, сидра, медовухи и других слабоалкогольных напитков подлежало закрытию 84. Через 3 месяца закрылись только 10 (для сравнения: в Новокузнецке из 57 пивных магазинов, попадающих под ограничения, прекратили деятельность 16). Некоторые владельцы кемеровских пивточек увеличили площадь за счёт выкупа или аренды соседних помещений, единицы исключили пиво из оборота и превратились в булочные, магазинчики по продаже овощей, фруктов и т.д. Четверо предпринимателей воспользовались очевидной уловкой и «замаскировались» под общепит, так же продавая пиво на розлив.

– Для того чтобы назвать себя предприятием общественного питания, никакого разрешения получать не нужно, – говорит Вероника Трихина. – Достаточно просто отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале осуществления деятельности в этой сфере и зарегистрироваться в налоговой инспекции. При проверках наши специалисты видят, что такая «точка» априори не может быть предприятием общественного питания: помещение очень тесное, но у стены установлен маленький откидной столик и поставлена вешалка. Мы понимаем, что предприниматели лукавят, что у них не хватает площадей, нет ни соответствующего оборудования, ни санузла. Мы уже подали в суд на двоих таких нерадивых коммерсантов в Кемерове и Междуреченске, потому что просто так закрыть подобные якобы предприятия общепита мы не можем. Нам очень важно, чтобы появилась судебная практика по таким делам.

Так что пока многие пивные точки, которые должны были закрыться по областному закону № 95-ОЗ, продолжают работать, как и раньше. Например, в жилом районе Кедровка по адресу: ул. Стахановская, 23, вместо «Мира пива» открылось «Калинкино», но смена названия сути дела не меняет: это небольшое помещение, отмеченное в списке областного департамента предпринимательства и потребительского рынка с площадью менее 50 кв. м. В предпраздничный день здесь полно людей.

– Ну, вместе с подсобными помещениями у нас, наверное, наберётся 50 квадратов, – неуверенно говорит продавщица, разливая пиво сразу по нескольким бутылкам.

– А проверка была?

– Была…

– И чем дело закончилось?

О результатах проверки продавец предпочла не распространяться.

Маленькие пивточки, работающие вопреки закону, попадают под часть 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. Но штрафы для должностных лиц в размере 20 – 40 тысяч рублей, для юридических лиц – 100 – 300 тысяч рублей не пугают предпринимателей.

– Этот бизнес малозатратный и высокодоходный, – отмечает Алексей Крупин. – И штрафы очень быстро отбиваются продажами. Особенно если предприниматели торгуют нелегальной продукцией непонятного происхождения. Однако надо бороться с засильем пива, сделать хотя бы первые шаги в этом направлении. Посмотрите на структуру розничных продаж алкоголя в Кузбассе: более 80 процентов – это пиво и пивные напитки. Я бы сказал, это бедствие! Пиво получается очень доступным, и особенно им злоупотребляет молодёжь. И это большая проблема: подростки начинают с пива, затем переходят на вино и водку, а к двадцати годам среди них уже немало законченных алкоголиков.

Представители областной администрации подчёркивают, что о результатах действия «антипивного» закона говорить пока рановато. На практике не проверено ещё одно прописанное в документе ограничение – запрет на розничную продажу алкогольной продукции в праздничные дни. Раньше эта мера, оказывается, носила рекомендательный характер. Через полгода и год после вступления в силу «антипивного» закона специалисты проанализируют, насколько уменьшится количество маленьких пивточек, сократится ли количество жалоб от жителей, снизится ли уровень потребления пива в регионе.

Учитывая сложности, с которыми столкнулись власти при реализации закона, Алексей Крупин и Вероника Трихина не исключают, что областное законодательство в сфере регулирования розничной продажи алкоголя будет ужесточаться. Какими будут возможные новые ограничения и запреты, пока держится в секрете.