Будни пожарного диспетчера

Наталья Семашко первой узнаёт о разгулах огненной стихии в кузбасской столице. Она – старший диспетчер центрального пункта пожарной связи Первого отряда ФПС по Кемеровской области. Именно сюда поступают звонки от встревоженных горожан, набирающих 01 со стационарного или 101 с мобильного телефона.

Смена диспетчеров пожарно-спасательной службы начинается в 8:30. Впереди целые сутки напряжённого дежурства. На рабочем месте необходимый минимум – телефон, подключённый к пяти линиям одновременно, компьютер, дежурный журнал, куда фиксируются все поступающие вызовы, и ручка. Если повезло, есть немного времени на раскачку, если нет – заступившие диспетчеры сразу же принимают у предыдущей смены дела по текущим пожарам и продолжают их отрабатывать.

– Думаете, диспетчер только и делает, что принимает звонки и просто передаёт поступившую информацию пожарному отряду? Всё гораздо сложнее, – поясняет старший диспетчер Наталья Семашко. – Не всё так просто. Нужно быстро принимать правильные решения. Во многом именно от наших действий зависит, как будет дальше развиваться ситуация. Мы должны со слов позвонившего оценить обстановку: что горит, есть ли угроза жизни людей, и определить, сколько пожарных расчётов необходимо отправить на тот или иной объект. Понятно, что если поступил сигнал из больницы, детского сада, школы или из других мест с массовым пребыванием людей, то направляем максимально возможное количество пожарно-спасательных сил. На смене два диспетчера, пока один принимает звонок, узнаёт суть проблемы и адрес, второй уже начинает отправку расчёта. На весь процесс обработки сигнала обычно уходит около минуты.

Диспетчеры не просто так отправляют на один объект два расчёта, а на другой – три. Это обученные специалисты, назубок знающие многие положения Боевого устава подразделений пожарной охраны. Если смена относительно спокойная, диспетчер успевает заняться самоподготовкой, то есть изучить новые служебные правила и повторить старые, или заполнить текущую документацию. Тренингов по психологии нет, но здесь каждый на собственном опыте знает, как нужно общаться с человеком, сообщающем о происшествии.

– Люди звонят возбуждённые, иногда начинают повышать голос, – рассказывает диспетчер с более чем 12-летним стажем Наталья Семашко. – Главное, сохранять спокойствие, не отвечать агрессией на агрессию. Стараемся успокоить: «Не переживайте, всё будет хорошо, наши ребята уже выехали!». Бывает, что потом нам перезванивают со словами благодарности. Помимо пожаров, мы отрабатываем сигналы о дорожно-транспортных происшествиях, где есть пострадавшие, сообщения об обрушениях зданий или других конструкций. Есть вызовы «не по адресу», когда звонит человек и просит вызвать полицию или «скорую». Мы всё равно реагируем, перенаправляем такой сигнал в нужную экстренную службу. Сейчас таких звонков стало меньше, выручает единая дежурно-диспетчерская служба с номером 112.

Работы прибавляется в праздники, особенно на Новый год, «горячим» является и начало отопительного сезона, когда владельцы частных домов начинают растапливать не всегда исправные печи, и весной, в пожароопасный период, когда на огородах и приусадебных участках жгут прошлогоднюю траву. Кстати, с 15 апреля по 1 июня, во время действия особого противопожарного режима, такое занятие наказуемо: для должностных лиц сумма штрафа составит от 15 тысяч до 30 тысяч рублей, для юридических лиц – от 200 тысяч до 400 тысяч рублей, для граждан – от 2 тысяч до 4 тысяч рублей. Но люди упорно продолжают уничтожать сухую траву «огненным» способом и не всегда контролируют этот весьма опасный процесс. Например, за смену 22-23 апреля специалисты центрального пункта пожарной связи Первого отряда ФПС по Кемеровской области зарегистрировали в областном центре 82 (!) пожара, большинство звонков поступило из частного сектора. По словам Натальи Семашко, это очень много для любого периода, кроме апреля-мая, и схожая ситуация наблюдается из года в год.

Поговорка «Война войной, а обед по расписанию» у диспетчеров пожарно-спасательной службы не пользуется популярностью. Перерыв для того, чтобы подкрепиться, зачастую появляется только ночью – в это время суток обычно поступает меньше звонков. В особенно напряжённые смены, когда телефоны разрываются от звонков сразу по всем линиям, диспетчеры буквально не сходят с рабочих мест. Так было в 2014 году, когда на улице Терешковой почти полностью выгорел мебельный гипермаркет «Панорама», и 25 марта 2018 года, во время трагедии в «Зимней вишне».

– На тяжёлых сменах до того устаёшь, что на звонки по личному телефону иногда уже автоматически отвечаешь: «Пожарно-спасательная служба. Что случилось?» – улыбается Наталья Семашко. – Работаем сутки через трое, но первые сутки после дежурства мы числимся в резервной смене, то есть в любой момент могут вызвать из дома. Случается такое нечасто, однако я всегда готова выйти на помощь коллегам. Что говорить, работа сложная, но интересная и ответственная.

Дмитрий ПЕТРОВ.