Главный экран

В нашем городе есть уникальное здание на улице Дзержинского, 2, известное каждому кемеровчанину.
Это знаменитый Дом кино «Москва». Впрочем, сейчас он уже не является кинотеатром.

Парадокс в том, что здание, выстроенное целевым образом как дом «одного из важнейших для нас искусств», по выражению основателя первого в мире государства рабочих и крестьян Владимира Ленина, никогда не меняло предназначения. Даже в суровые военные годы «Москва», в отличие от многих культурных, образовательных и общественных учреждений, оставалась в первую очередь кинотеатром. И наоборот, лишить его сути смогли как раз годы достатка и изобилия: уже несколько лет подряд бывший первый кинотеатр города пустует…

Городской общественный центр

Так уж случилось, что Кемерово ширился и рос достаточно стихийно, несмотря на попытки упорядочить его развитие со стороны властных структур и архитекторов. А кинотеатр «Москва» обозначил будущее общественно-торговое сердце города. Центр Кемерова можно условно разделить на три части. Административное ядро с годами сложилось в районе площади Советов. Культурный центр – вокруг сквера или площади, которые так и хочется назвать «театральными», – возле драмтеатра. Рядом расположены Музыкальный театр Кузбасса и областной театр кукол, а не так давно на Весенней находился и молодежный театр. Третий и, пожалуй, самый многочисленный островок привлечения людей – вокруг здания Центрального универмага – стоит признать общественным. Ведь поблизости от торгового гиганта разместились самые массовые зрелищные центры: стадион, крупнейший кинотеатр и цирк на улице Кирова. Все они появились здесь в довоенное время.

В конце 1920-х и в 30-х годах строительство велось по проектам группы архитекторов Эрнста Мая на двух не связанных друг с другом участках – Притомском (в районе современных улиц Красной, Арочной, площади Пушкина, Островского и Притомской набережной) и в Соцгороде (в районе современного проспекта Ленина, ближе к новому вокзалу). Впоследствии было решено соединить оба участка, изначально с образованием центра города примерно на пересечении нынешнего Кузнецкого проспекта и Красноармейской. Там даже были построены четыре высотных (в три этажа!) комфортабельных дома кооператива «Искра». Но позже план Новосибирского горстройпроекта «передвинул» центр в сторону его современного местонахождения. И в начале 30-х возникла идея возвести здесь крупный кинотеатр, которого так не хватало городу. Есть свидетельства о том, что впервые этот вопрос обсуждался на заседании президиума городского совета 25 ноября 1931 года. Позже начался конкурс проектов дома кино, предварительно рассчитываемого на 1000 зрителей.

Чей проект лучше

Есть мнение о том, что первым был представлен проект кемеровских архитекторов Л.И. Донбая и А.А. Полянского. Он разработан в 1935 году под девизом «Второй Донбасс», был несколько помпезнее итогового проекта и завоевал вторую премию. Первая, как это можно было предсказать, досталась новосибирским архитекторам, среди которых тоже проводился конкурс. Правда, впоследствии их план, прибыв в Кемерово, был изрядно переделан. В результате автором стал значиться работавший здесь в те годы московский архитектор Д.Ф. Зезин, соединивший разные задумки, в том числе и собственную.

Как пишет в книге «Архитектурное наследие Кузбасса. 1910 – 1930-е годы» исследователь архитектуры Ирина Захарова, доцент КузГТУ, коррективы в готовый проект вносились и позднее: «После окончания кирпичной кладки было решено объявить дополнительный конкурс на оформление фасадов, в результате которого был принят вариант архитектора Кемпроекта С.П. Скобликова. Согласно этому проекту, уже возведенные средние квадратные колонны шестиколонного портика были разобраны и заменены парными круглыми колоннами на высоту первого этажа. Над ними был сделан широкий балкон. Фасады декорировались с использованием упрощенных элементов классической архитектуры».
Интересно и то, что одновременно с конкурсом проектов нового кинотеатра шел конкурс на его название среди будущих зрителей. Общественность города приняла активное участие в обсуждении. Наиболее часто предлагались варианты «Буревестник», «Гигант», имени А.С. Пушкина, М. Горького и другие. Президиум городского Совета решением от 23 июля 1937 года присвоил кинотеатру название «Москва». Но открылся он раньше – 15 июня того же года. На первом сеансе, на который практически невозможно было достать билеты, демонстрировали звуковой фильм «Зори Парижа».

Новая архитектура

Обратимся к архитектурным особенностям здания Дома кино «Москва». По материалам Ирины Захаровой, его габаритные размеры в плане 42 на 65 метров. Фундамент бутовый, стены кирпичные, перекрытия железобетонные, крыша – скатная по деревянным стропилам. Само здание расположено с отступом от линии застройки и обращено главным фасадом на небольшой сквер на улице Дзержинского. Это образец архитектуры переходного периода середины 1930-х годов, для которых характерны поиски новых средств выразительности.

Центрическая композиция здания отличается масштабностью и запоминающимся обликом. В объемно-планировочном и архитектурно-художественном решении ясно видно возвращение таких классических принципов, как симметрия, закрытость композиции, использование декоративных элементов. Центр главного фасада выделен высоким аттиком и тремя крупными арочными окнами, расположенными между глубокими двух­этажными двухколонными портиками с квадратным сечением столбов-колонн и кессонированным перекрытием. Проходящий на уровне второго этажа широкий балкон, опирающийся на столбы портиков и центральные колонны, является козырьком главного входа.

Исследователи также замечают, что в произведении кемеровских и новосибирских архитекторов сознательно объединялись классические древнегреческие и римские мотивы во внешней отделке с современной (по тем временам) отделкой внутренних помещений. Да и сама внутренняя планировка здания, особенно огромные площади вестибюлей, холлов и лестниц, были непривычны для строительства середины 30-х годов. Позже люди смогли оценить это по достоинству, а новый кинотеатр стал пользоваться огромной популярностью среди кемеровчан.

Дом неоднократно подвергался реконструкции как снаружи, так и внутри. Были разобраны «конструктивистские» парапеты по бокам крыши – для возможности уборки снега и избежания протечек кровли. Надстроены аттики главного фасада. Менялись окраска здания и его интерьер, в 2001 году были полностью переделаны залы.

По совместительству – клуб

Надо сказать, что задуманная как главный кинотеатр города на два-три кинозала «Москва» первые десятилетия своей жизни выполняла множество параллельных функций. Уже на стадии проектирования здесь предполагалось разместить еще и библиотеку с читальным залом, шахматный клуб, тир для «ворошиловских стрелков», сцену для концертных выступлений, буфеты и даже… несколько жилых комнат для персонала. При этом следует заметить, что на фоне всей этой роскоши канализация к зданию сначала не была подведена, и долгое время посетители «Москвы» были вынуждены пользоваться уличным дощатым туалетом на задворках кинотеатра! Говорят, что подобные промахи в проектировании тех лет были общим местом.

А вот если говорить об упомянутой многофункциональности, то она диктовалась реальными потребностями. Учреждений культуры в городе катастрофически не хватало. Кемеровский Дворец труда вмещал в себя всё что мог, но этого было всё равно мало. Дворцы культуры практически во всех районах города появились только потом, а примитивные клубы предприятий располагались в приспособленных помещениях и к культуре имели условное отношение. Вот главному кинотеатру и приходилось брать на себя дополнительные роли.

В фойе и вестибюлях проходили художественные выставки, проводились городские соревнования по шахматам и шашкам, устраивались торжественные сборы пионерских дружин и даже заседания партийно-хозяйственного актива, на которые собиралось до полутора тысяч человек! С началом Великой Отечественной войны именно в здание кинотеатра «Москва» из Дворца труда, соответственно занятого цехами эвакуированного завода «Карболит», переехал Кемеровский драматический театр. Поэтому днем тут крутили кино, а по вечерам давали спектакли. Также во время войны здесь открыли малый зал документального кино, где демонстрировали исключительно кинохронику. И «Москва» с честью выдержала эту нагрузку!

Жизнь как в кино

И политические реформы в жизни страны, и стремительное развитие города, начавшееся в послевоенный период, вносили перемены в работу Дома кино «Москва». Одной из них стал снос памятника Сталину, который был сооружен в сквере перед входом. Точной даты установки памятника найти не удалось, но сохранилось описание забавного эпизода, отраженного в книге известного кемеровского журналиста, историка и краеведа Владимира Сухацкого, научного сотрудника музея «Красная Горка»:

«Кемеровские архитекторы довольно хорошо разбирались как в разработке городского ландшафта, так и в психологии людей. Поскольку кинотеатр «Москва» являлся главным местом массового досуга горожан, было вполне разумно поставить монумент именно здесь.

Рассказывают, что однажды некий шутник засунул в правую подмышку непочатую бутылку водки. Несколько дней никто из горожан, даже алкоголики и милиционеры, не отваживались отобрать «пузырь» у самого товарища Сталина.

По воспоминаниям старожилов, памятник простоял до конца 50-х годов. Демонтаж происходил ночью. Место было оцеплено сотрудниками милиции и госбезопасности. Скульптуру разбили на небольшие куски и вывезли на свалку».

В шестидесятых годах жизнь Дома кино значительно изменилась. В связи с вводом новых ДК, театров, библиотек его многочисленные «квартиранты» разъехались по собственным зданиям и помещениям, оставив «Москве» одну, но главную функцию – центрального кинотеатра города. При этом качество обслуживания зрителей значительно выросло. Работали буфеты, где перед сеансом можно было угоститься мороженым и кондитерскими изделиями, выпить пива или лимонада, заказать рюмку коньяка с лимоном. На эстраде звучала музыка, так что желающие танцевали, благо наличие гардероба (!) позволяло снять верхнюю одежду. Очевидцы того времени уверяют, что многие молодые люди ходили сюда для интересного знакомства или на романтические свидания, к которым, по традиции, обязательно прилагался фильм о любви…

Текущий момент

В 1962 году состоялась первая серьезная реконструкция здания. А вскоре, в 1969-м, кинотеатр был переведен на широкоформатный показ фильмов. В 1991 году в малом зале установили первую в Кемерове стереоаппаратуру и открыли первый в Кузбассе стереозал.

В последние годы «Москва» представляла собой двухзальный кинокомплекс с комфортабельной современной сoncession-зоной для отдыха или ожидания сеанса, рассчитанной на любой возраст. Кинотеатр является достопримечательностью города Кемерово и памятником архитектуры области. Кроме того, у главного входа в Дом кино «Москва» установлена мемориальная доска, посвященная Владимиру Ивановичу Мызо, Герою Советского Союза. Накануне Великой Отечественной вой­ны он работал здесь художником.

«Москва» была наиболее популярна среди кемеровчан вплоть до середины 1990-х годов, когда в силу различных причин интерес к искусству кино изрядно ослаб. 2000-е дали, казалось бы, второе дыхание этому культурному центру, но изменения в составе собственников и непростые вопросы финансовой политики привели учреждение к закрытию.

Дальнейшая судьба «Москвы» не ясна. Сегодня она остается памятником своей эпохе и, без­условно, нуждается в охране, так как представляет архитектурно-художественную ценность как самое крупное общественное здание Кемерова образца 1930-х годов постройки.