Люди как люди

2 апреля во всём мире ежегодно отмечается День распространения информации о проблеме аутизма.

В этом году наша область присоединилась к ежегодному межрегиональному инклюзивному фестивалю «#ЛюдиКакЛюди». Он дает возможность узнать о том, что такое аутизм, как живут с таким диагнозом, как можно помочь и включить детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра (РАС) в повседневную жизнь.

Главной площадкой мероприятия стала Центральная детская школа искусств, где состоялись концерт и мастер-классы для детей и курсы повышения квалификации педагогов и психологов.

– Все дети независимо от состояния здоровья должны иметь возможность развиваться и быть полноценными членами общества. Поэтому важна подготовка не только особенных деток, но и социума, – считает Лариса Егорова, и.о. директора кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности». – Тому, как общаться с особенными детьми, нужно учить. Информированность – наша основная цель. Ну и, конечно, мы хотим поддержать семьи, где воспитываются такие ребята: дать им сведения о том, где и какую юридическую, социальную и образовательную помощь можно получить.

Для ребятишек устроили настоящий праздник. Веселые клоуны и мимы – студенты Кемеровского областного колледжа культуры и искусств дарили малышам улыбки и проводили подвижные конкурсы.

Елена Умкина, воспитатель группы продленного дня Кемеровского областного центра образования, вместе с логопедом привела сюда 11 подопечных со второго по четвертый класс. В их образовательном учреждении действует специализированное школьное отделение, осуществляющее обучение детей с нарушениями слуха и речи.

– Такие мероприятия очень полезны, ведь особенные дети всё больше по домам сидят. Им не всегда понятно, что происходит на обычных праздниках. А здесь всё учли, видно, что малышам очень весело, – отмечает Елена Сергеевна.

Пятилетнего Ярика привела мама. Мальчику поставили диагноз РАС два с половиной года назад. Во время медицинской комиссии для приема в детский сад врачи обратили внимание на то, что он не реагирует на взрослых и сверстников. Сегодня с ним занимаются психологи, неврологи и другие специалисты в центре «Фламинго». Одним из самых действенных стимулов развития стало рождение младшей сестры.

– Пока сестренка была совсем малышкой, он ее не воспринимал. Зато сейчас, когда ей три года, она говорит и играет с ним, сын начинает взаимодействовать, – улыбается Ангелина Павлова. – Ярик все понимает, у него большой словарный запас, но вывести его на активный диалог пока не получается. Верю, что всё изменится к лучшему.

А еще Ангелина надеется, что после мастер-класса мальчик снова начнет рисовать, хоть интерес к этому и пропал год назад. Но здесь специально подобрали несложные задания, ведь из 1700 воспитанников ЦДШИ 16 имеют инвалидность, в том числе из-за нарушений аутистического спектра.

– Мы понимаем, что не каждый такой ребенок готов сразу повторить действия за незнакомым педагогом, поэтому художественный мастер-класс полезен и для мам, дома они смогут продолжить занятия, – объясняет Лариса Чеботарева, замдиректора ЦДШИ по учебно-методической работе. – Мы заранее сделали детские весенние обереги-подвески и колокольчики «Жаворонушки» в виде птичек из глины. Ребятишкам останется их только раскрасить под руководством педагога. Мамы смогут взять заготовки домой и повторить опыт.

Чтобы этот опыт был максимально эффективным, его передавали преподаватели, которые уже давно занимаются с «детьми дождя». Марина Тарасенко ведет уроки рисования у таких ребят уже два года:

– Главная особенность этих детей в том, что чаще всего они предпочитают делать вещи, с которыми встречаются каждый день, по отработанным схемам, им непросто фантазировать. Поэтому к ним нужно искать подход. Вот и сейчас на мастер-классе я стараюсь максимально осторожно направить каждого.

Большое внимание организаторы форума постарались уделить родителям. Мамам и папам рассказали о том, какие книги лучше воспринимают их дети, на специальном музыкальном занятии показали различные подпевки, помогли разучить их, используя пальчиковые куклы. Праздник понравился и детям, и взрослым. Большинство из них планирует вернуться сюда через год, чтобы показать свои достижения и научиться чему-то новому.