За чей счёт ремонт подъезда?

В Кемерове управляющая компания (УК) записала жильцов пятиэтажки в должники и подала на них в суд. Это произошло после того, как те пожаловались на плохую работу УК в Госжилинспекцию. Надзорный орган обязал жилищников отремонтировать подъезды, а они решили исполнить предписания за счёт жильцов и выставили им счета.

Почтовых ящиков в общежитии с номером дома 26 по улице Пролетарской нет уже несколько лет. Жители пытались добиться от своей управляющей компании их установки, но со временем отчаялись и сколотили небольшие деревянные полки для почты сами. Сегодня они завалены судебными извещениями: письма пришли всем собственникам жилья, а это около двух сотен человек в 127 квартирах. Содержание посланий одинаковое: по судебному приказу жильцы остались должны своей управляющей компании «Гарант+» якобы за… ремонт подъездов, который только планируется.

Екатерина Баштанова, жительница дома, показывает платёжки за «коммуналку» – каждый месяц она исправно вносит платежи, что подтверждается квитанциями. Ни долгов, ни пени нет ни в декабре, ни в январе.

– Никто из нас даже подумать не мог, что мы злостные неплательщики, а сейчас приходят письма о долге на каждую квартиру по 4 тысячи рублей.

Такие суммы и методы их взыскания людей, конечно, возмутили. Тем более для кого-то размер долга сопоставим с расходами на ЖКУ за квартал, а здесь внезапные доначисления. Почему задолженность не отразили в квитанциях? Зачем понадобилось взыскивать её через суд? И вообще насколько обоснованы такие финансовые претензии? Кемеровчане в срочном порядке начали оспаривать судебные приказы, а заодно разбираться, почему и откуда они взялись.

Ещё в прошлом году жители общежития написали несколько обращений в Госжилинспекцию и прокуратуру, жалуясь, что управляющая компания «Гарант+» плохо обслуживает их дом: в подъездах грязь и беспорядок, штукатурка и краска со стен осыпаются, нет почтовых ящиков, не горят светильники…

По факту обращений состоялась проверка, которая подтвердила обоснованность недовольства, а управляющая компания получила предписание с требованием устранить выявленные нарушения. Срок, данный на проведение ремонта в подъезде, истечёт к июню этого года, и тогда управляющей компании придётся снова отвечать перед надзорным органом. За неисполнение указаний Госжилнадзора УК и её руководителю может грозить штраф в несколько сотен тысяч рублей.

Чтобы избежать административной ответственности, ремонт проводить всё-таки придётся. Но платить подрядчикам и строителям, вероятно, не очень хочется. Поэтому жилищники решили воспользоваться коммунальной неграмотностью граждан и сыграть на том, что раз они являются собственниками помещений, то и платить по счетам за ремонт подъездов многоэтажки тоже им. Логика верная, правда, в своих судебных исках управляющая компания забыла указать, что текущий ремонт мест общего пользования жильцы и так оплачивают, расходы на эти работы точно так же, как и уборка дворов, снега и мытьё лестничных пролётов, включены в стоимость жилищных услуг.

– Компания в рамках договора управления обязана содержать имущество многоквартирного дома в надлежащем состоянии, в том числе своевременно выполнять ремонт общего имущества и мест общего пользования. Средства на эти работы должны выделяться из платы, собранной на оказание жилищных услуг, – пояснила начальник Госжилинспекции Кузбасса Ирина Гайденко. – Никаких дополнительных начислений за данные виды работ УК не имеет права делать. Иначе это будет расценено как незаконное взимание денежных средств у граждан за то, что они уже оплатили.

Другими словами, в законе и в договоре управления чётко прописан минимальный перечень услуг, которые управляющая организация обязана оказывать в рамках обслуживания дома. Поэтому собственникам выставляется единая сумма, рассчитываемая исходя из тарифа, утверждённого на один квадратный метр недвижимости. В квитанции она обозначена строкой «жилищные услуги». Всё, что свыше, – незаконно. Госжилинспекция уже сообщила о намерении провести проверку правильности начисления платы за ЖКУ компанией «Гарант+». Также надзорный орган выступит третьей стороной во всех судебных процессах, инициированных жилищниками. Кроме того, Госжилнадзор подготовит обращение в правоохранительные органы.

Заручившись поддержкой, жильцы готовы отстоять своё право на честные и прозрачные платежи, а ещё – на чистые подъезды, качественные коммунальные и жилищные услуги.