Здесь пива больше нет

В Кузбассе должны закрыться небольшие пивные магазины в жилых многоэтажках. В феврале вступил в силу областной Закон, который ограничивает продажу слабоалкогольной продукции. Сколько торговых точек перестанет существовать в Кемерове? Не пострадает ли малый бизнес и куда сообщать о нарушениях?

Дальше от дома

Законопроект об ограничении продажи слабоалкогольных напитков, к которым относится и пиво, в Кузбассе начали разрабатывать минувшей осенью. Инициатором выступил Сергей Цивилев, тогда – временно исполняющий обязанности губернатора. Поводом послужили многочисленные жалобы и обращения кузбассовцев на большое количество пивных точек в многоэтажках. «Областной бюджет, конечно, недополучит какие-то налоги, но это ничто по сравнению с положительным эффектом, который мы увидим в ближайшее время. Забота о здоровье граждан – это приоритет для нас», – высказался в сентябре Сергей Цивилев, представляя законопроект. В группу по разработке регионального «пивного» закона вошли медики, экономисты, юристы, предприниматели.

21 ноября областной Совет народных депутатов принял Закон «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О некоторых вопросах в сфере государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области».

Согласно принятому Закону, площадь торговых помещений, расположенных на первых этажах жилых домов, где продают пиво, сидр, медовуху и другой слабый алкоголь, не должна быть меньше 50 квадратных метров в городах и менее 25 квадратов – в сельских поселениях. Кроме того, областным Законом предусмотрен запрет на продажу любого алкоголя во время проведения праздничных массовых мероприятий – выпускных балов и Последних звонков, Дня знаний, Дня молодёжи, Дня Победы и в День трезвости (11 сентября. – Прим.ред.).

Главная цель нововведений – сделать слабоалкогольные напитки менее доступными населению и пресечь скрытую рекламу алкоголя. Чтобы вывески пивных магазинов не мозолили глаза детям, гуляющим во дворах, а бутылку пенного было невозможно купить в шаговой доступности от собственной квартиры.

– Это поможет навести порядок на потребительском рынке, сделает более цивилизованными торговые объекты, а главное – будет способствовать снижению потребления алкоголя, – прокомментировал Сергей Рубан, депутат областного Совета, председатель комитета по вопросам предпринимательства и инноваций.

Трезвая мотивация

Согласно официальнной статистике, жители региона с каждым годом употребляют всё больше пива: если в 2015 году доля пенных напитков во всём объёме потреблённой алкогольной продукции составляла 84,8%, то в 2017 году – уже 86,4%. Такие данные в конце прошлого года озвучили в областном департаменте по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Аналитической информации по итогам 2018-го пока нет.

Формально два процента роста не кажутся критичными, но они говорят о том, что кузбассовцы стабильно наращивают «алкообороты». Наркологи считают, что есть повод беспокоиться – пивной алкоголизм они называют одним из самых трудноизлечимых. Химия процессов здесь проста: так как концентрация алкоголя в пиве очень мала, человек не воспринимает его как серьёзное горячительное, а привыкание и зависимость формируются очень быстро. В группе риска – молодёжь в возрасте до 30 лет. Кроме дурной привычки выпивать вечерами, любители пенного со временем приобретают целый букет заболеваний: страдают нервная система, гормональный фон, особенно у мужчин, а ещё почки, сердце, мозг…

Мнение

Очередные неудобства новый «пивной» Закон в Кузбассе принёс, вероятно, только мелким индивидуальным предпринимателям, которые арендовали небольшие квартиры на первых этажах, переведённые в нежилой фонд.

Такой бизнес в формате «у дома» хоть и был прибыльным, но редко отвечал современным стандартам сервиса и комфорта. Те же, кто развивал своё дело на перспективу, к возможным изменениям в законодательстве были готовы, и в принципе не имели торговых точек в жилых домах площадью меньше 50 квадратов. Так что говорить о том, что законодательные нововведения приведут к ликвидации розничной продажи пива, нельзя.

– На нашей сети этот закон никак не отразился, у нас и ранее не было магазинов площадью меньше 50 квадратных метров, – комментирует Илья Власов, PR-менеджер компании «Калинкино». – И мы считаем, что это разумное ограничение: означенные 50 квадратных метров – это общая площадь, в которую входят торговый зал, холодильная камера, служебное помещение, туалет. Если площадь магазина меньше, то есть основания сомневаться, соблюдаются ли в нём требования к хранению продукции, санитарному состоянию магазина. Да и вряд ли в тесном магазинчике будет комфортно покупателям. Что касается вероятности повышения цен на слабоалкогольные напитки, к которым относится и пиво, то оно будет, но мы никак не связываем его с «пивным» Законом. На повышении цен сказывается индексация НДС, рост стоимости топлива и сырья. К примеру, мы закупаем импортный качественный солод, а он подорожал на 15% из-за низкого урожая ячменя в Европе. По нашему мнению, значимых изменений на рынке в связи с принятием закона не произойдёт, крупные игроки останутся те же. Закроются лишь маленькие магазинчики, чьи хозяева не слишком заботились о каком-либо комфорте для покупателей и качестве продаваемой продукции. Но их уход положительным образом скажется на рынке, сделает его более цивилизованным. Это разумное решение, к которому можно было прийти даже раньше.

Шестьдесят дней спустя

Надо отметить, что новый региональный Закон начал действовать не сразу. С момента принятия его областным парламентом начал действовать 60-дневный подготовительный период, чтобы предприниматели смогли привести свои торговые точки в соответствие с новыми стандартами и при возможных проверках не попали в число нарушителей.

По информации управления потребительского рынка и развития предпринимательства администрации города Кемерово, по состоянию на 1 февраля из 276 существующих в городе точек реализации слабого алкоголя возможному закрытию подлежат 84. Это почти треть всего малого пивного бизнеса в городе. Предпринимателям необходимо расторгнуть договоры аренды на помещения, которые теперь не соответствуют закону по площади, искать другие места или менять профиль и наполнение своих витрин, отказываясь от алкоголя. Очевидно, что бизнес понесёт финансовые издержки. Но, как подчеркнула в интервью нашей газете уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области Елена Латышенко, новые нормы регионального законодательства никоим образом не нарушают права бизнесменов.

– Все ограничения приведены в соответствие с действующим федеральным законодательством. Аналогичные и даже гораздо более жёсткие рамки были введены во всех субъектах Российской Федерации два – четыре года назад, кроме Кузбасса и Костромской области, – говорит Елена Латышенко. – В связи с тем, что было много жалоб на пивные точки от жителей многоквартирных домов, о чьих правах мы тоже должны помнить, в регионе задумались о том, чтобы ввести соответствующие ограничительные нормы. Хочу отметить, что для предпринимателей это не означает 100-процентного закрытия, ведь Закон не содержит полного запрета реализации алкоголя в торговых точках, расположенных в жилых домах. Есть возможность расширения помещения или перемещения бизнеса.

Елена Латышенко также отметила, что в долгосрочной перспективе пивной бизнес и вовсе может ожидать запрет на дислокацию в жилом фонде. Практика последних лет показывает, что законодательство в этой сфере ужесточается.

– Сейчас ряд субъектов Российской Федерации выходит в Государственную думу с инициативами, чтобы полностью запретить реализацию алкоголя в торговых точках, расположенных в жилых домах, – акцентировала внимание Елена Петровна. – Это пока в стадии обсуждения, но в целом наметилась тенденция к тому, чтобы убрать алкоголь из жилого фонда. Так что это, вероятно, лишь вопрос времени.