За свои деньги купили «чужой» вексель

В середине января к нам в редакцию обратились жители города – вкладчики ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк». Люди считают, что сотрудники банка совершили против каждого из них действия, которые можно было бы квалифицировать как мошеннические. Для защиты своих прав инициативная группа вкладчиков даже провела санкционированный митинг у офиса ПАО «АТБ» на улице Островского.

Когда выгода очевидна

Начиналась эта история вполне банально: имея на руках некоторые сбережения, жители города решили доверить свои накопления конкретному банку – ПАО «АТБ», предлагающему, на их взгляд, достойное приращение процентов по вкладам, причём совершенно легальное. О том, как в дальнейшем развивались отношения банка со своими вкладчиками, нам рассказал лидер инициативной группы кемеровский предприниматель Дмитрий Бушуев.

По его словам, драматические сюжеты с участием практически всех пострадавших вкладчиков развивались по одному и тому же сценарию. Выбрав в офисе банка подходящий для себя вклад, человек оформлял документы на его открытие. Но ещё до их подписания (принятия решения банком) вкладчику предлагался другой, якобы гораздо более выгодный продукт.

– Подходила другая сотрудница банка (а иногда и сам менеджер, оформлявший нам вклад) и спрашивала: не хотим ли мы вложить свои деньги в более выгодный продукт банка? Сотрудники банка «АТБ», имеющие форменную одежду с соответствующей символикой, непосредственно в помещении банка предлагали нам специальный вклад под названием «Вексель» в виде некой ценной бумаги – всего на три месяца под выгодные 12% годовых, вместо выбранного нами до этого стандартного вклада под 6-7% годовых, – поясняет Дмитрий Бушуев. – Говорили, что этот вклад высоконадежный, «абсолютно чистый», выгодный и никаких проблем с ним не будет.

Как выяснилось позднее, большинство пострадавших, не считая себя хорошо осведомленными в финансовом отношении, из осторожности поначалу отказывались от предложенного банковского продукта. Но сотрудники банка были весьма настойчивы.

– Менеджеры банка настоятельно советовали, навязывали, убеждали нас купить этот вексель. Все подписанные документы по ранее оформленному нами вкладу при этом уничтожались. В данной ситуации мы были абсолютно уверены, что приобретаем продукт именно АТБ в виде ценной бумаги банка (в данном случае – вексель), а не продукт сторонней организации.

Чем всё обернулось

Впоследствии оказывалось, что всё обстоит вовсе не так, как вкладчикам расписывали красноречивые менеджеры. Во-первых, на руки они купленных векселей так и не получили, хотя он якобы передавался им по актам приёма-передачи. Фактически здесь же составлялся договор хранения векселей банком – клиентам поясняли, что так будет гораздо надёжнее для сохранности этих ценных бумаг.

Через три месяца, когда сроки векселей истекали, выяснялось, что истинным векселедателем оказывался вовсе не банк «АТБ», а некое ООО «ФТК». Банк выступал лишь в роли посредника, и, по словам сотрудников его местного отделения, «Москва отказывается перечислять деньги». В свою очередь, ООО «ФТК» извещало о том, что «денег нет и перечислить их с процентами нет возможности». Что неудивительно, ведь, как утверждают вкладчики, к апрелю прошлого года задолженность «ФТК» по векселям составляла в масштабах страны уже 4,3 миллиарда рублей. Выяснилось также, что уставный капитал общества «ФТК» составляет всего 20 миллионов рублей, а в составе его учредителей – некое ООО «Зимой Энтерпрайзис Лимитед», зарегистрированное на Кипре, с размером доли в 75%, и частное лицо (директор ООО «ФТК») с размером доли в 25%.

– Являясь заведомо слабой стороной в отношениях с банком, мы не понимали реальную суть и природу заключаемого договора, – говорят сегодня вкладчики. – Мы вносили свои денежные средства на расчетный счет банка и были убеждены, что денежные средства были внесены как выгодный вклад. В платежном поручении, которое нам выдал АТБ, указано, что деньги при покупке векселя упали переводом из кассы одного филиала банка «АТБ» (где мы вносили деньги) в кассу другого филиала этого же банка в Москве. Но как распорядился нашими денежными средствами банк – мы теперь не знаем.

Из сообщения Банка России:
«В соответствии с изменениями, внесёнными в план участия Банка России в осуществление мер по предупреждению банкротства «Азиатско-Тихоокеанского банка» (ПАО) (далее – Банк), утвержденными Советом директоров Банка России, имущество Фонда будет использовано на приобретение прав (требований) Банка к ООО «Финансовая торговая компания» (далее – ООО «ФТК»), а также на выкуп векселей ООО «ФТК» у векселедержателей или прав (требований) Банка к указанным физическим лицам в случае признания судом сделок купли-продажи векселей ООО «ФТК», заключённых между Банком и векселедержателями до начала осуществления Банком России мер по финансовому оздоровлению Банка, недействительными».

Итоги «выгодной» сделки

С момента внесения денег вкладчиками «в банк» прошёл фактически целый год. Результат этого «прибыльного вложения» печален. ООО «ФТК» вложенных денег не отдаёт и вообще не собирается платить по векселям (сумма превышает 600 000 рублей).

Многочисленные инстанции, в которые обращались с заявлениями вкладчики, ответы дают, но легче от этого не становится. Так, управление президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций в июне 2018 года проинформировало Дмитрия Бушуева о том, что его обращение направлено для проверки в Центральный банк и в Министерство внутренних дел РФ. Иски в суд на банк «АТБ» вкладчиками также были поданы.

Центробанк же в своём ответе разъясняет, что «в рассматриваемом случае векселедателем является ООО «ФТК». Таким образом, продажа векселей в отделениях банка сама по себе не сделала банк лицом, обязанным по векселю, равно как заключение договора купли-продажи векселей в отделениях банка юридически не может указывать на то, что гражданин стал кредитором (вкладчиком) банка». Кроме того, ЦБ РФ сообщил вкладчикам о том, что в настоящий момент идёт подготовка к процессу продажи Азиатско-Тихоокеанского банка стороннему инвестору. В связи с этим создан закрытый паевой инвестиционный фонд, который и станет механизмом по компенсации и выплате средств векселедержателям – но только по отдельным решениям суда: «В настоящее время суды применяют различные нормы права при рассмотрении таких исков. Это ставит векселедержателей в неравное положение по отношению друг к другу и не позволяет разрешить данную ситуацию системно…» Рекомендации Центробанка в сложившейся ситуации вкладчикам – действовать в предусмотренном законом судебном порядке. А кроме того, учитывать ситуацию с тем, у кого на руках в данный момент находится вексель (которых многие вкладчики не видели даже в электронном варианте).

Поэтому самая большая надежда на возврат вложенных денег у тех, кто внёс свои сбережения в банк «АТБ», – на прокуратуру, которая, по словам вкладчиков, уже «размотала» всю схему мошеннических действий лиц, причастных к обману людей. Вот только понять, удастся ли довести дело до возврата средств, никому пока неизвестно.

Кто виноват и куда дальше?

Ситуации с обманутыми вкладчиками, как оказалось, не канули в Лету – время от времени подобные истории освещают и федеральные, и региональные СМИ. Освещают больше в назидательных целях – чтобы предостеречь других людей от необдуманного решения. Сами вкладчики Азиатско-Тихоокеанского банка согласны с тем, что повели себя слишком доверчиво.

– Банк «АТБ» воспользовался нашим доверием и финансовой неграмотностью: никто из нас не понимал разницы между договором купли-продажи векселя и договором вклада. Мы были абсолютно уверены, что приобретаем банковский продукт АТБ, новый вид вклада в форме векселя, так как во всех документах указывались все данные АТБ, а не ООО «ФТК». О существовании этого общества никто из нас до этого не подозревал и соответственно не мог на момент покупки векселей каким-либо образом узнать ни про финансовое положение этого ООО, ни про учредителей, ни другую существенную информацию о векселедателе, чтоб разумно и объективно оценить ситуацию при совершении данной сделки купли-продажи, – констатируют потерпевшие. А пока что ждут разрешения затянувшегося спора, надеясь теперь лишь на правоохранительные органы.

Наш корреспондент связался с директором отделения Азиатско-Тихоокеанского банка по Кемеровской области Еленой Кондратовой. Вопросы касались роли банка в разрешении ситуации с обманутыми векселедержателями.

– Продолжает ли АТБ на сегодняшний день реализацию векселей ООО «ФТК»?

– После невыполнения обязательств со стороны ООО «ФТК» относительно перечисления денежных средств в АТБ для осуществления выплат по векселям с 26 апреля 2018 года в банке была прекращена продажа простых векселей ООО «ФТК». Тем не менее АТБ предоставляет всю необходимую информацию в правоохранительные органы, а также реагирует на каждое заявление векселедержателей, в том числе в индивидуальном порядке. Сотрудники консультируют векселедержателей о действиях, которые необходимо предпринимать на сегодняшний день: получить оригинал векселя и в первую очередь подавать в суд на векселедателя, в нашем случае – на ООО «ФТК».

– Поступали ли в банк какие-либо судебные решения по искам людей, оформивших договоры на приобретение векселей?

– Как ранее было заявлено со стороны банка, в случае признания в судебном порядке сделок купли-продажи векселей ООО «ФТК» недействительными банк будет руководствоваться исключительно законами Российской Федерации. На настоящий момент сам векселедатель – ООО «ФТК» – на своём официальном сайте заявил о начале выплат средств векселедержателям, тем самым признав свою ответственность перед ними.

– Есть ли решение на уровне головного офиса банка о том, как разрешить ситуацию с людьми, не получившими денег по векселям ООО «ФТК»?

– Банк России создал закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Специальный» с использованием средств управляющей компании «Фонд консолидации банковского сектора» (ФКБС). Размер требований по векселям составляет около 4 млрд руб. ООО «ФТК» выкупило часть этих векселей – примерно на 100 млн руб. ЗПИФ будет скупать векселя, если суд признает сделки по их покупке недействительными.