Школы будущего

На базе одной из самых современных школ Кузбасса – № 36 на Радуге – прошла стратегическая сессия проекта «Моя новая школа». В его рамках уже в этом году капитально отремонтируют 12 образовательных учреждений.

Не хуже новых

Проект «Школы Кузбасса» летом прошлого года презентовал журналистам Сергей Цивилев, когда рассказывал об основных направлениях стратегии развития области до 2035 года. Глава региона тогда пообещал, что ежегодно в Кузбассе будут ремонтироваться и переоснащаться по 12 общеобразовательных школ в разных городах и районах. Так современными цифровыми учреждениями смогут стать не только недавно построенные школы, но и те, что существуют не один десяток лет, накопили большой образовательный опыт, но не имеют необходимой инфраструктуры и материально-технической базы, чтобы отвечать всем требованиям времени.

– Сегодня в Кузбассе функционирует 661 школа, – отметил заместитель начальника департамента образования и науки Кемеровской области Сергей Пфетцер. – До 2024 года планируются комплексная модернизация, капитальный ремонт зданий и благоустройство территорий семидесяти школ, в том числе двенадцати – в 2019 году.

По информации департамента строительства, ежегодно с 2019-го по 2021 год на обновление школ выделят по 2,5 миллиарда рублей. На первом этапе финансирование будет осуществляться из регионального бюджета. Накануне Нового года муниципалитеты составили и подали заявки на школы, которым такая реновация необходима в первую очередь. Список из двенадцати учреждений, которые станут «первооткрывателями» проекта, уже сформирован. В него попали школы Киселевска, Ленинска-Кузнецкого, Анжеро-Судженска, Белова, Мысков, Осинников, Мариинского, Топкинского, Таштагольского, Кемеровского и Гурьевского районов, а также одна школа столицы Кузбасса – масштабные изменения ждут гимназию № 21. Это одно из старейших образовательных учреждений города, открывшееся в 1966 году, когда для юных кемеровчан возвели трехэтажное кирпичное знание с большими окнами и просторными классами. За более чем полувековую историю гимназия стала одной из лучших в регионе по качеству образования, а вот само помещение всё больше требует внимания. По словам директора Зои Демуцкой, серьезный износ у инженерной инфраструктуры: электричество, канализация, вентиляция – всё требует ремонта. Кроме того, образовательное пространство уже не отвечает запросам и потребностям современных детей и подростков.

– Полет нашей фантазии, конечно, ограничен теми площадями, что мы имеем, новых помещений не по­явится, но я уверена: школа будет совсем другая, станет новой, оригинальной, интересной, – прокомментировала Зоя Анатольевна.

Концептуальное преображение

К капитальному ремонту кузбасских школ хотят подойти концептуально. Это своеобразная попытка показать и доказать, что современные цифровые образовательные пространства можно не только строить с нуля, но и создавать на имеющейся базе. Главное – подходить неформально. Именно по­этому над проектами реконструкции будут работать не только строители и архитекторы, но и сами школьники, их родители, учителя и студенты профильных вузов.

– Необходимо вовлекать в процесс ученическую, родительскую и студенческую общественность. Потому что одно дело, когда школу проектируют строители, у которых ГОСТы, СНиПы и свои требования. Другое дело, когда дети, которым предстоит обучаться здесь, их мамы и папы, учителя формируют заказ на необходимые перемены, – подчеркнул Сергей Пфетцер.

Проект «Моя новая школа» должен изменить образовательную среду по семи направлениям. Ключевым станет дизайн помещений и подбор современных архитектурных решений организации пространства. После ремонта старые школы не должны отличаться от только что построенных и смогут органично сочетать пространства для занятий, отдыха, самообразования и внеурочной деятельности. Еще один важный аспект – благоустройство пришкольных территорий, как правило, достаточно больших. Ландшафтный дизайн, обустройство спортивных и игровых зон, небольших скверов – всё это тоже может быть предусмотрено.

Одновременно с ремонтом будет вестись разработка или совершенствование сайтов школ, для каждого разработают брендбук с уникальной узнаваемой символикой. Также в приоритете – развитие внеурочной деятельности и ученического самоуправления, профориентации и наставничества. Часть этого масштабного дела доверят кузбасским студентам-старшекурсникам, за каждой школой закрепят по пять человек.

– Задание студентам – создание внутреннего дизайна, ландшафтных идей, улучшение сайтов, проведение социологических исследований, – пояснил Сергей Пфетцер. – Идеальная ситуация – выполнение этой работы под руководством научного руководителя, согласование с ученической общественностью, а на выходе получится дипломная работа: не просто макет на бумаге, а реализованный в жизни проект.

– Мы в первую очередь прислушиваемся к мнению детей и родителей, – поделилась Зоя Демуцкая. – Провели опрос, старшеклассники написали сочинения о том, какой они видят обновленную школу. Мы учтем все их пожелания. Например, появление современной спортивной площадки в школьном дворе, наша территория это позволяет. Также дети говорят о том, что внутри здания недостаточно зон отдыха и зон для личной и групповой работы в свободное время.

Все двенадцать проектов школ будут индивидуальными, со своими особенностями и собственными архитектурными и образовательными находками. Объединит их идея пространства, которое должно вдохновлять, побуждать прийти сюда и остаться. Цифровой мир станет частью обучения, а гаджеты не придется прятать под парту, потому что их использование будет грамотно и с пользой внедрено в процесс. Школьное самоуправление сможет обладать реальной властью, а дети с совсем не детской серьезностью объяснят и мотивируют свои запросы и потребности. Такие школы будущего можно строить в настоящем! И эта перспектива уже осязаема.