Вопросов было много

На минувшей неделе Сергей Цивилев провёл большую отчётную конференцию «300 лет Кузбассу. Первые 100 дней». Мероприятие длилось больше четырёх часов. Задать вопросы губернатору приехали больше сотни журналистов со всего Кузбасса и даже из соседних регионов страны.

Несмотря на то, что мероприятие было анонсировано как подведение итогов работы по подготовке к празднованию 300-летия Кузбасса, по факту встреча превратилась в обсуждение насущных проблем региона. Журналистов интересовало, как губернатор видит разрешение коммунальных и транспортных вопросов, какое будущее у кузбасской медицины и промышленности, как будет развиваться и регулироваться строительная отрасль, когда решатся вопросы по расселению из ветхого и аварийного жилья.
Предлагаем вниманию читателей подборку ответов главы региона на вопросы журналистов по самым резонансным для Кузбасса темам.

О строительстве Квартала искусств

О создании в Кузбассе культурного кластера стало известно ещё в июне прошлого года. Тогда идею создания кластера в кузбасской столице Владимиру Путину предложил Сергей Цивилев, в то время – исполняющий обязанности губернатора Кемеровской области. Путин идею поддержал. Позже было объявлено, что в рамках создания культурного кластера в Кемерове появится Квартал искусств, где разместятся филиалы Государственного академического Мариинского театра, Российской академии музыки имени Гнесиных, Русского музея и другие объекты. Площадкой для размещения Квартала искусств станет набережная реки Искитимки.

В конце лета – начале осени в областном центре начали готовить территорию под будущее строительство: вырубили заросли кустарника по берегам Искитимки и Томи, перенесли расположенные за бассейном гаражи на другое место, начали разравнивать площадку под будущее строительство.

15 декабря вопрос о создании четырёх культурных кластеров на территории России обсуждался в Калиниграде на заседании Совета по культуре и искусству с участием президента Путина.

Сергей Цивилев: «Изначально было [запланировано] три города: Калиниград, Севастополь и Владивосток. Если с этими городами всё понятно, то почему вдруг четвёртый музейный комплекс в городе Кемерово? Из истории Кузбасса мы знаем, что в те годы, когда был быстрый подъём и рост экономики, промышленности, всегда параллельно строились детские сады, школы, спортивные комплексы и учреждения культуры. Мы показали, что культура у нас находится на очень высоком уровне. В рамках разработки стратегии развития Кузбасса мы запланировали строительство культурного кластера, который должен объединить в себе два Квартала искусств – в Кемерове и Новокузнецке – и 35 Домов культуры на территории Кузбасса. Поэтому было принято решение, что в Кузбассе нужно сделать четвёртый культурно-музейный комплекс. Он задаст нам новую высокую планку, и у наших детей будет возможность заниматься в лучших российских учреждениях культуры – причём заниматься здесь, в Кузбассе, и выступать на лучших сценах».

Кстати, немало вопросов у журналистов оказалось к выбору площадок под строительство не только Квартала искусств, но и зданий кассационного суда, президентского кадетского училища – все они запланированы к размещению по берегам реки Томи и впадающей в неё Искитимки. С точки зрения эстетики, конечно, благоустроенная прибрежная зона очень выгодно подчеркнёт архитектурный облик будущего культурного кластера. Но ежегодно во время весеннего половодья улицы Заречные в районе Притомского проспекта подтапливало, а частные дома на берегу страдали от паводка. Да и обычно мелкая Искитимка порой тоже показывает свой характер, в иные годы разливаясь довольно широко. Представителей СМИ интересовало, насколько рационален и безопасен выбор площадки для строительства.

Сергей Цивилев: «Это была территория с порослью, местами с болотистой почвой, занятая развалившимися садовыми домиками, – территория, мягко говоря, неблагополучная. А по площади она огромная, и её благо­устройство требует капитальных затрат, но мы не побоялись, мы пошли на это! Сделали серьёзные изыскания и доказали: несмотря на то, что эта территория периодически подтапливается, её можно и нужно осваивать. Сегодня на сваях можно строить любые здания. И мы на этой территории стали планировать размещение таких серьёзных объектов, как кассационный суд, президентское кадетское училище – так у нас набережная уже начала формироваться».

Продолжая тему благоустройства прибрежной территории, Сергей Цивилев напомнил присутствующим, что в декабре прошлого года на месте будущей рекреационной культурной зоны оборудовали спортивный комплекс: проложили лыжню, установили пункт проката спортивного инвентаря. Несмотря на то, что большой популярностью у кемеровчан это место пока не пользуется, власти возлагают на него немалые надежды, в том числе как на экскурсионный маршрут.

Сергей Цивилев: «Мы уже запустили лыжню на этой набережной. Конечно, она сегодня не очень востребована, Сосновый бор у жителей Кемерова более популярен. Но нам лыжня нужна была для того, чтобы жители убедились, что набережная начала строиться и нужно относиться к ней не как к территории, опасной для жизни, а как к территории будущего развития города Кемерово».

О вечерних авиарейсах в Москву

Минувшей осенью в Кемерове торжественно запустили вечерние авиарейсы в Москву. Тогда сам Сергей Цивилев выступил перед журналистами и своим словом поручился, что самолёты из Кемерова до российской столицы будут летать по вечерам. Рейсы действительно запустили, причём сразу две авиакомпании. Но спустя несколько месяцев они пропали из табло кемеровской воздушной гавани, а официальных заявлений не последовало. Позже появилась информация о том, что это инициатива самих авиаперевозчиков, которые, оценив издержки, посчитали такие перелёты нерентабельными. Но кемеровчане ждут: улетать в Москву по вечерам и возвращаться в Кемерово также вечером многим было очень удобно.

Сергей Цивилев: «Мы сделали всё для того, чтобы вечерние рейсы выполнялись, потому что на это был большой запрос от нашего общества и мы не могли на него не среагировать. Мы понимали, что риски достаточно высоки и этот рейс будет не заполнен. Я анализировал с «Аэрофлотом» и другими авиакомпаниями наполняемость самолётов – вечерний рейс оттянул людей с утреннего. И мы ещё раз убедились, что вечерние рейсы нужны, это удобно, просто нужно довести пассажиропоток до необходимого уровня и благодаря этому решить вопрос с вечерними рейсами в Москву. Тенденция к увеличению пассажиропотока у нас очевидна. Если через аэропорт города Кемерово в 2017 году прилетело и улетело 420 тысяч человек, то за 2018 год – 495 тысяч человек. Могу точно сказать: когда мы выйдем на рубеж в 550 тысяч пассажиров в год, вечерний рейс будет точно, потому что он будет экономически оправдан».
Про общественный транспорт

В конце декабря в Кузбассе проиндексировали цены на проезд в общественном транспорте. Повышение было существенным, в Кемерове и Новокузнецке – сразу на 20%. Так, билет в автобусах, трамваях и троллейбусах стал стоить 20 рублей, для школьников и студентов – 11 рублей, для пенсионеров – 10 рублей. Цена проезда в маршрутных такси выросла до 22 рублей.

Горожане, хоть и возмущались повышением цены, в большинстве своём отнеслись к изменению стоимости проезда с пониманием: цены на ГСМ, запчасти и всё остальное стремительно растут, а машины надо заправлять и ремонтировать. Суть вопросов представителей СМИ состояла в следующем: больше месяца кемеровчане покупают билеты в транспорте по новым ценам, а когда же ждать повышения качества пассажирских перевозок?

Сергей Цивилев: «У нас износ общественного транспорта на сегодня составляет более 85%. Это означает, что нашим транспортом пользоваться нельзя, он не выполняет свою задачу по безопасной и качественной перевозке граждан! Эта проблема возникла не в этом году, она копилась много лет. У нас стоимость билета была 16 рублей, эта цена не поднималась пять лет, а для пенсионеров стоимость билета была 4 рубля, она вообще не менялась 16 лет! Но вы же знаете, что цены на машины, на запасные части для них увеличились, топливо в цене возросло, да и зарплаты мы должны поднимать людям. У нас цены на перевозки ниже средних по Сибирскому федеральному округу на 40%. Как транспорт при этих ценах может ездить?! Дело дошло до того, что осенью у нас маршрутки стали переворачиваться на лысой резине. Мы до­шли до катастрофы: практически все транспортные предприятия находились или в банкротстве или на грани того!

Теперь о том, что мы делаем в этом направлении. В 2017 году Владимира Владимирович Путин поручил всем субъектам РФ к концу 2019 года разработать транспортную схему пассажирского транспорта – мы в прошлом году этим активно занялись и перед Новым годом эти схемы утвердили – первыми в стране. Понимая, что надо как-то транспорт поддержать, мы сосредоточились на главных направлениях: 95 новых машин для перевозки детей поставили в прошлом году, в этом – ещё 28 единиц. По сути, треть всего автопарка для перевозки детей мы поменяли на новые машины. Это наше главное направление, потому что детей мы обязаны обезопасить. Второе направление – это «скорая помощь». Мы приобрели 34 современные машины, большая часть из них уже вышла на линии. Мы купили также 65 новых автобусов разной вместимости – хотим проанализировать, какие марки и модели будут эффективно работать на наших улицах. Активно внедряем электронную форму оплаты проезда».

Об обманутых дольщиках

Получив возможность задать вопрос напрямую руководителю региона, журналисты не могли обойти вниманием тему обеспечения жильём обманутых дольщиков. В частности, речь шла о тех, кто вложил свои деньги в недвижимость от компании «Тибет-СВ» в Кемерове – в областной столице застройщик не окончил возведение сразу трёх многоэтажек. Люди покупали квартиры в строящемся доме ещё в 2013 году, многие оформляли под будущие квартиры ипотечные кредиты, а ключи от нового жилья не получили до сих пор. Буквально накануне нового года обвинительное заключение по уголовному делу об обмане 181 дольщика подписал первый заместитель прокурора Кемеровской области Владимир Сыроватко, дело ушло в суд. Обвиняемым по нему проходит Андрей Пазин, руководитель строительной компании «Тибет-СВ». Сколько продлится судебное разбирательство, спрогнозировать сложно, и каким бы ни было решение суда, завершить строительство уголовное наказание не поможет. Положительно для дольщиков разрешить ситуацию без вмешательства региональных и муниципальных властей не получится.

Сергей Цивилев: «Мы знаем об этой проблеме, ко мне обращались жители Кузбасса, которые пострадали в этой ситуации. У нас стоит задача полностью решить проблему с обманутыми дольщиками. Мы предложили всем нашим застройщикам, которые работают в Кузбассе, достроить эти дома. По одному дому мы договорились с компанией «СДС-строй», на остальные дома больше никто из застройщиков не откликнулся. Но оставить наших жителей в этой ситуации мы не можем. В конце прошлого года мы изучили опыт Краснодарского края по решению проблем с обманутыми дольщиками. Чтобы сделать такие незавершённые объекты привлекательными для застройщиков, власти региона выделяли им дополнительные участки земли на льготных условиях, предоставляли другие дополнительные льготы. По этому пути мы и решили пойти. Кроме того, мы готовы привлекать для решения проблемы в том числе и средства областного бюджета. Программа расселения дольщиков разработана индивидуально для каждого дома со сроком выполнения до конца 2024 года, однако мы понимаем, что жители не могут так долго ждать, поэтому сроки будут пересматриваться в сторону существенного сокращения».