Как делают умные сказки

В кемеровском Театре для детей и молодёжи прошла новогодняя премьера. С конца декабря здесь дают всем, казалось бы, известную «Золушку».

А вот нам прочтение хрестоматийного произведения показалось совсем новым. И об этом мы поговорили с главным режиссёром театра Ириной Латынниковой.

– Ирина Николаевна, сказка «Золушка», вошедшая в нашу жизнь благодаря переводу и обработке Евгения Шварца творения французского сказочника Шарля Перро, считается одним из вариантов «бродячего сюжета» истории про девочку, внезапно нашедшую свое счастье. Следовательно, и ставить ее можно, вкладывая разные смыслы?

– Я так не думаю. «Золушка» несостоявшегося адвоката, но талантливейшего детского писателя Перро – а особенно в переводе гениального Шварца – имеет достаточно крепкий сюжет, и его трудно переиначить. Потому что ярко выражена главная тема: что есть истинная красота в человеке – Красота настоящая? Знаете, вообще есть детская классика. Такой архетипный набор сказок, через которые все дети обязательно должны пройти, прежде чем станут подростками и подойдут к современной литературе. И этот набор не меняется. Потому что лучше, чем это давно написано, а потом прошло проверку временем, создано не было. Вот потому мы и обращаемся именно к этим сказкам.

Правда, по-разному: то пытаемся найти какие-то другие смыслы, то максимально осовремениваем их внешне или добавляем идеи, которых там вовсе не было. Но если все смыслы уже есть, то ничего с ними не надо делать. Просто следует их по возможности раскрыть, обострить, сделать более глубокими и точными в сегодняшней жизни. Надо дать ясно понять, что все эти волшебные сказочные истории со счастливым концом – непростые. И сделать так, чтобы после спектакля все смыслы начали бы работать в жизни ребенка. Что в данном случае произошло с Золушкой? Почему произошло именно это? И по какой причине всё закончилось так хорошо? При этом дети должны пережить это, чтобы в каждом из них родилась счастливая мысль. Некая новая истина, которая в наше сумбурное и слишком деловое время от нас постоянно ускользает, не давая вникнуть в суть жизни.

– Похоже, вы о чём-то очень серьезном. В чем же загадочная ускользающая истина?

– Она говорит нам о том, что есть истинная Красота. А вовсе не подменивший ее гламур. И это уже не сказки. Обратите внимание на то, как сейчас принято воспитывать маленьких девочек. Им беспрестанно твердят о том, какие они хорошенькие, красивенькие, миленькие и так далее, тщательно и заботливо готовят из них куколок, как их одевают и раскрашивают к выпускному вечеру из… детского сада! Вы – «наши звёздочки»! Будущее «чудесных принцесс» буквально вменяется им в обязанность, причем в самое ближайшее время. И взрослые порой не осознают, что это понятия «страшной красоты».

– А здесь четко выраженная альтернатива миру гламура? Казалось-то, всё тоже сказочно красиво?

– Когда мы разбирали эту замечательную сказку, то быстро обнаружили в описываемой ситуации перекос – от задуманного к случившемуся. Фея, которая помогает Золушке, названа ее крестной. Вспомнилась другая сказка – «Спящая красавица», где «крестные феи» новорожденной принцессы преподносили ей дары – каждая свой: умение петь, танцевать, играть на арфе или на чем-то еще. И мы предположили, что и здесь фея изначально наделила крестницу лучшими качествами, необходимыми для по-настоящему красивой женщины, они могут стать основой счастливой жизни в будущем. Это доброта, трудолюбие, смирение, терпение, кротость, умение любить и ждать. Но, к ужасу, выясняется, что эти качества «не работают». Всё как в современной жизни: быть добрым и честным невыгодно! И если ты наделена этими качествами, то оказываешься где-то на задворках жизни, что с Золушкой и произошло. И, чтобы некое равновесие восстановилось, Фее приходится идти на чудо. Вот такую историю нам удалось раскрыть в этой сказке.

– То есть спасает положение только чудо? А если бы его не было, например, Феи рядом не случилось или она припоздала бы? Принц на другой женился бы?

– Чудо тоже не всесильно. Обратите внимание на то, что оно весьма и весьма ограничено, поставлено в жесткие рамки и длится только в течение определенного времени. А потом чудо уходит, уступая привычной повседневной жизни. Мы не менее серьезно изучали и природу временного запрета, который довлеет над Золушкой: к двенадцати часам ночи волшебные чары перестанут действовать! Почему? А чтобы голова от предварительного ощущения счастья не закружилась! Увлечение вспыхивает быстро, но так же быстро сгорает. А любовь надо заслужить. Поступками, терпением, всеми теми качествами, которые Золушке были даны, с которыми она жила. Золушка даже не пытается бороться за свои чувства, понимая, что это можно отнес­ти на счет волшебства. И четко соблюдает момент, в который должна уйти, возможно, оставляя свое будущее счастье. А это еще одна узнаваемая примета современности.

– Вы имеете в виду отказ Золушки от борьбы за собственное благополучие?

– Именно это. Но здесь только говорится о возможно незаслуженном благополучии. Что мы слышим со всех сторон: ты должен бороться, должен идти вперед, стремиться делать карьеру! Но не слышим вопроса: а ты готов, ты способен, ты достоин того, чего добиваешься? И получаем соответствующий результат: наверху оказываются те, кто просто наглее лез вперед, не имея к этому в общем-то никаких предпосылок. А героиня сказки от этого отказывается, несмотря на то, что Принц уже практически выбрал ее. Но с ним – особая история.

– Значит, сказка не только про Золушку, но и про Принца?

– Разумеется! Он ведь тоже оказывается в труднейшем положении. Представьте себе мальчика, который никогда и ни в чем не знал отказа. Но вдруг… Он говорит: «Я тебя люблю». А она убегает. И что теперь делать? Вот в этом перелом. Принц, скорее всего, впервые в жизни должен совершить самостоятельный серьезный поступок, выйти из роли капризного мальчика и встать на путь взрослого мужчины. Умный король-отец поддерживает его, понимая, что раз уж убежала, значит, действительно любит. Тут сказка разворачивается почти в трагедию! Он ее повсюду ищет. А она, побывав на сказочном балу, снова оказывается на своей кухне у ящика с золой. И никакой уверенности ни у кого ни в чем просто нет…

Но следующая встреча Принца и Золушки – это уже встреча совсем других людей. Пройдя через влюбленность, отказ, утрату и мучительное ожидание, они обретают любовь. И вовсе ни при чем тут никакие туфельки. Ведь они из мира обыкновенного супермаркета, но совсем не из мира любви, о способности к которой и написана эта умная сказка.