Театр уж полон, ложи блещут

2019 год в нашей стране объявлен Годом театра. Популяризация отечественных традиций и достижений, доступность лучших образцов зрелищного искусства для всех и совершенствование организации театрального дела – вот его главные задачи.

Наша газета решила отметить Год театра по-своему: в небольшом специальном цикле мы расскажем обо всех театрах, работающих в Кемерове. А начнём с Театра для детей и молодёжи, который на самом деле молод – ему исполнилось 27 лет.

Театр для детей и молодёжи распахнул свои двери осенью 1991 года. Решение о его открытии было принято председателем Кемеровского горисполкома Владимиром Васильевичем Михайловым. Время было очень непростое, городская казна была практически пуста, и сегодня кажется интересным тот факт, что первые деньги, которые получило новое учреждение культуры, исполком выделил из выручки в результате реализации винно-водочной продукции.

Основой театра стала детская студия Кемеровского дома актёра, которой руководил артист Кемеровского областного драмтеатра Сергей Внуков. Он стал первым главным режиссёром нового театра, а его супруга Татьяна – директором. Название выбрали ко многому обязывающее – «Театр драмы и комедии для детей и молодёжи на Весенней». Помещение было приспособленным – первый этаж жилого дома. Зрительный зал всего на 64 места, небольшая сцена, тесные репетиционные помещения и гримёрки. Но это не мешало энтузиастам заниматься любимым делом.

В истории театра насыщенный солидный репертуар, не уступающий многим профессиональным коллективам. Не раз отмечены интересные постановки «Двенадцатой ночи» В. Шекспира, «Романтиков» Э. Ростана, спектакли «Квадратура круга» В. Катаева, «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова, постановки по пьесам А. Вампилова. Труппа выезжала на гастроли по Кемеровской области, участвовала в фестивалях, здесь выросло целое поколение уникальных артистов.

Особым событием в жизни коллектива стало переселение в реконструированное здание на улице Арочной, 37, с главным входом, обращённым на набережную. В 2005 году благодаря губернаторской программе «День шахтёра-2005 в г. Кемерово» театр и переехал. Здание, которое прежде являлось Дворцом культуры одного из промышленных предприятий города, оснастили современными системами безопасности (пожаротушения, оповещения, видеонаблюдения), смонтировали необходимые инженерные системы, произвели перепланировку зрительного зала, установили поворотный круг. Сцена также приобрела современное световое и звуковое оборудование.

Первое значимое признание пришло в 2007 году в Волгограде, на II всероссийском театральном фестивале «Эй ты, здравствуй!», где давали спектакль «Сто дней после детства». Тогда же театр побывал на VI Всероссийском фестивале современной драматургии им. А. Вампилова в Иркутске со спектаклем «Живи и помни». В начале июня 2008 года на базе театра состоялся I межрегиональный театральный фестиваль спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот». Всего же театр выезжал на фестивали разных уровней около тридцати раз.

Коллектив гордится победами в четырёх номинациях одновременно и получением российской национальной театральной премии «Арлекин» на X Всероссийском фестивале театрального искусства для детей в 2013 году. Спектакль «Волшебное кольцо» победил в четырёх номинациях: «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая работа режиссёра» и «Лучший спектакль». Второго «Арлекина» получили в 2017-м за весомый вклад в развитие детского театра в России. Сегодня это единственный детский театр, имеющий двух «Арлекинов»! Запомнились и летние гастроли в Китае, в городах Пекин и Куншань.

Театр ведут успешным творческим путём его директор и одновременно актёр Григорий Забавин и главный режиссер Ирина Латынникова. Основу труппы составляют молодые актёры, выпускники российских институтов и училищ культуры. О том, чем театр занят сегодня, рассказывает Григорий Забавин.

– К моему глубокому сожалению, сложилось такое мнение, что постановка очередного новогоднего спектакля для детей в любом театре – дело вполне дежурное. Всякие там зайчики-белочки-волки, шапки с ушками, все пляшут и поют… В просторечье весь этот ужас называется «тюзятиной». Но наш театр старается этим не болеть, не ставить действо, отыграв которое хочется побыстрее забыть о нём, как о страшном сне, а использовать Новый год как повод для создания хорошего детского спектакля. И по большей части нам это удаётся, многие новогодние спектакли надолго остаются в репертуаре. «Волшебное кольцо», премьера которого состоялась пять лет назад, тоже ставили именно под Новый год. И «Путешествие Нильса с дикими гусями», спектакль, ставший лауреатом нескольких фестивалей, и «Доктор Айболит», и «Снежная королева», и «Алиса в Стране чудес» – всё это удавшиеся новогодние сказки. В этом году мы хотим подарить детям и взрослым хорошую добрую «Золушку», с очень глубоким смыслом, вполне созвучным вызовам нового непростого времени. Предназначение театра – сеять в душах разумное, доброе, вечное, и мы в меру своих сил стараемся делать это.

Экспедиция в Закулисье

Кемеровский театр для детей и молодёжи открыл для себя новый жанр. Недавно здесь состоялась первая экскурсия по производственным цехам и другим помещениям, скрытым от глаз зрителя.

Группа детей вместе с родителями, ведомая директором театра Григорием Забавиным, проникла в тайны Закулисья, без которого рождение спектаклей было бы просто невозможным. В рамках проекта «Внутри и снаружи», осуществляемого творческим объединением «Кот да Винчи», Григорий Забавин раньше уже участвовал в проведении экскурсий по театральному Кемерову, которые он называл «театральными прогулками».

– В принципе опыт чего-то подобного у нас есть, – говорит Григорий Львович. – Две небольших экскурсии в театральном дворике мы довольно успешно провели в сентябре, получив весьма лестные отзывы. Кроме того, практиковали занятия с группами школьников, рассказывая о том, как делаются спектакли, и знакомя с профессиональными терминами. Узнать, что такое кулиса, авансцена или падуга, детям очень интересно. Плюс ещё рассказ о том, что такое искусство театра и как следует смотреть спектакль, что важно увидеть на сцене. Такие встречи пользовались популярностью. А у участников этих экскурсий будет возможность побывать на живой настоящей репетиции и стать свидетелями того, как режиссёр работает с актёрами. А это далеко не каждый видел.

Говорят, что театр начинается с вешалки, но директор решил начать с фойе, которое когда-то было частью кинозала заводского Дворца культуры. От истории известного в городе здания Григорий Забавин перешёл к истории самого театра, где восемнадцать актёров осуществляют репертуар из сорока одной постановки. Заглянули и в буфет, где тоже идут некоторые спектакли, как и в фойе, – пространство осваивается целиком.

Конечно, побывали и на сцене – там как раз декорации монтировать заканчивали. В «брехаловку» зашли – так актёры называют своё фойе. В молодёжке традиция: все сделанные на сцене оговорки записывать на стене, для истории. Потом по производственным цехам пошли: пошивочный, костюмерный, декорационный, бутафорский… Много секретов выведали. Где первыми узнают о том, что актриса слегка в весе прибавила? Правильно, в костюмерном! А кто лучше всех тексты пьес знает? Звукооператоры, конечно!

Пообщались с главным художником театра Светланой Нестеровой. Но Светлана Владимировна не выдала основной тайны – откуда берётся замысел оформления спектакля. «Как чувствую, – говорит, – так и делаю. И точка!» Зато с портными многое обсудили. А ещё много чего необычного увидели. Например, коллекцию чугунных утюгов из пенопласта. Или костюм вора, полностью сшитый из одних только карманов от джинсов.

Зашли в грим-уборные и даже в кабинет главного режиссёра, пока Ирина Николаевна Латынникова вела репетицию на сцене. А потом и сами туда отправились. В зале немного посидели, увидели таинство – как спектакль готовится к премьере. В директорском кабинете призы и награды рассматривали: прошлогодний «Арлекин» блестит как новенький, а тот, что пятилетней давности, поблёк немного. А закончили эту замечательную экскурсию в зрительском фойе.

– Театр – это такая хорошая банда, – подвёл итог познавательного «путешествия» Григорий Забавин. – Это коллектив людей, волею судеб собранных вместе и делающих одно хорошее общее дело. Но участвовать в нём можно только с душой, а иначе ничего не получится – ни в закулисье, ни на сцене, а значит, и в зале со зрителем ничего не случится.