Обман на доверии

Кузбасс атаковали телефонные мошенники. Злоумышленники организовали обзвоны владельцев банковских карт. Представляясь банковскими работниками, они убеждают граждан назвать реквизиты карты, а потом моментально опустошают её.

Минутное дело

Меняющиеся реалии жизни неизбежно приводят к появлению новых видов преступлений. Если раньше люди остерегались карманных краж и старались не носить с собой крупные суммы денег, то сегодня реальную опасность представляют не карманники, а так называемые кибер-мошенники, которые похищают сбережения прямо с банковских счетов. Им на руку доверие граждан, а также их финансовая неграмотность.

На прошлой неделе в Кузбассе только за один день, 23 ноября, было зарегистрировано сразу шесть абсолютно аналогичных преступлений. Мошенники «очис­тили» банковские счета двух кемеровчан, беловчанина, новокузнечанина, а также жителей Мариинского и Крапивинского районов, похитив в общей сложности порядка четырехсот тысяч рублей. Такие случаи, к сожалению, не единичны – подобные сигналы от пострадавших поступают полицейским буквально еженедельно. На такого рода аферы требуется не так много времени: несколько нехитрых комбинаций с «мобильным банком» или реквизитами карт – и средства со счета жертвы уходят в неизвестном направлении.

«С вашей картой проблема…»

В начале ноября в дежурную часть полиции города Кемерово обратилась взволнованная пенсионерка. Пожилая женщина хранила все свои сбережения на банковской карте, куда ей и перечислялись деньги из Пенсионного фонда. Но после телефонного разговора с неким незнакомцем, представившимся менеджером одного из банков, все накопления пропали – 62-летняя женщина буквально за пару минут лишилось ста пятидесяти тысяч рублей.

Сотрудники полиции выяснили, что мошенник от лица банка предложил женщине открыть довольно выгодный вклад, переведя на него имеющиеся на счете карты сбережения. Потерпевшая поверила аферисту, пообещавшему ей быстрый рост доходов, и по его указанию предоставила реквизиты своей банковской карты, а также все пароли и коды доступа, поступившие на ее телефон. Кемеровчанка поняла, что общалась с мошенником, только когда получила уведомление о списании с двух ее счетов всех денежных средств.

– В настоящее время сотрудники полиции проводят комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление личности подозреваемого в совершении данного преступления, – рассказала подробности специалист пресс-службы управления МВД России по городу Кемерово Мария Тебенева. – Уже известно, что номер телефона, с которого звонил злоумышленник, зарегистрирован в Алтайском крае. Решается вопрос о возбуждении по данному факту уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктом «г» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса РФ – «Кража». Согласно санкциям данной статьи, максимальная мера наказания составляет 6 лет лишения свободы.

Криминальный номер
Мошенники звонят своим жертвам с номера телефона +7 (495) 500-55-50, который зарегистрирован в Москве. Запомните эти цифры! Если вам поступает телефонный звонок с данного номера, будьте бдительны, не ведитесь на провокации мошенников и обязательно сообщите о попытке обмана в полицию.

Кстати, на крючок мошенников попадаются не только пожилые доверчивые граждане, но и взрослые люди среднего возраста, которые, казалось бы, должны быть более бдительны. Так, на минувшей неделе от мошенников-хакеров пострадал 44-летний кемеровчанин – мошенники похитили с его банковской карты 155 тысяч рублей. Схема обмана такая же проверенная и простая, полицейские не раз рассказывали о ней кузбассовцам в средствах массовой информации. Но доверчивые и охваченные паникой граждане продолжают вестись на такие аферы.

– Все случаи мошенничества с банковскими картами похожи между собой. В этом конкретном случае на номер потерпевшего также позвонил незнакомец. Он сообщил, что банковский счет кемеровчанина якобы подвергся хакерской атаке и что для защиты необходимо временно перевести все сбережения на банковскую карту, к которой подключен «мобильный банк», – рассказала подробности Мария Тебенева. – Под этим предлогом злоумышленник убедил мужчину назвать пароли доступа к данному сервису, под диктовку афериста мужчина совершил несколько комбинаций и в результате получил уведомление о снятии с карты всех сбережений. Поняв, что был обманут, сообщил о произошедшем в полицию.

Сотрудники уголовного розыс­ка кузбасской полиции ищут подозреваемых в совершении всех подобных правонарушений на основе поступивших от граждан заявлений. Но, как признаются сами оперативники, работа это непростая. Мошенники действуют анонимно и дистанционно, часто из других регионов. Со своими жертвами лично зло­умышленники не встречаются, не следят за ними. И, как правило, их главный и единственный помощник в совершении преступ­лений – это телефон.

Как это работает?

Многие обманутые граждане искренне не понимают, как могло произойти списание, если их банковская карта буквально находится у них в руках, они никому её не передавали, не вставляли в банкомат, а просто беседовали по телефону с незнакомым человеком. Представляться мошенники могут банковскими работниками, сотрудниками Центробанка, служб безопасности, работниками Пенсионного фонда, покупателями товаров, которые потенциальная жертва продает посредством онлайн-сервисов, таких как «Авито», «Юла», «Дром» и другие.

Объясняем, как это происходит. В телефонном разговоре мошенники, как правило, просят назвать номер карты, срок ее действия, ПИН-код или код CVV – трехзначный номер, нанесённый на обороте карты. Получив все эти данные, они отправляют в банк запрос на списание или перевод денег от имени владельца карты. Всё это происходит в процессе непринужденной телефонной беседы – мошенникам важно оставаться на связи с жертвой, и этому тоже есть объяснение. Чтобы банк выполнил операцию, клиент должен ввести в подтверждение одноразовый код, он приходит на телефон владельца карты в виде СМС. Как только человек сообщит мошенникам эти цифры – деньги со счета списываются. И не нужны ни карта, ни банкомат, ни личное присутствие в офисе банка. Все операции проводятся дистанционно.

– Настоящие сотрудники банка никогда не станут спрашивать ПИН-код или CVV-код, – пояснила Мария Тебенёва. – Эти сведения владельцы карты обязаны хранить в тайне. Исключений из этого правила нет и быть не может! Если мошенники представляются покупателями каких-то товаров и ходят перевести деньги на счет, то и для этих операций тоже не нужно предоставлять каких-то данных. Покупая или продавая что-либо через объявление, старайтесь передавать товар из рук в руки, а деньги – наличными. Если всё же необходимо рассчитываться безналичным способом, никогда не сообщайте незнакомцам личные данные, банковские реквизиты карт, ПИН-коды. Если же потенциальный покупатель настаивает исключительно на безналичном денежном переводе, никогда не соглашайтесь на подобные сделки с незнакомыми людьми.

Мобильные дублеры

Ещё один распространённый, но более сложный для мошенников способ кражи денег с банковских счетов – это изготовление дубликатов сим-карт, к которым привязаны сервисы «мобильного банка». Формально для получения дубликата сим-карты в офисе оператора сотовой связи нужно указать дату первого звонка или остаток на счете, а также предъявить паспорт. Но на практике работники офисов не всегда бывают скрупулезными либо сами могут стать жертвами мошенников – последние могут предъявить поддельные паспорта, если точно знают, что у потенциальной жертвы на счетах хранятся крупные сбережения.

Здесь поле для манёвров по сохранению сбережений гораздо уже. Исчезновение денег с банковского счета владелец телефона может обнаружить не сразу, ведь СМС о списании средств он получать уже не сможет – его мобильный телефон будет заблокирован, а активной будет сим-карта мошенников.

Куда обращаться?
Если вы подверглись преступному посягательству, немедленно обращайтесь за помощью в полицию по номерам телефонов: 02, 022, (384-2) 390-711, (384-2) 390-712. Телефон доверия Главного управления МВД России по Кемеровской области – (384-2) 32-70-97, телефон доверия управления МВД России по г. Кемерово – (384-2) 36-42-04.

Если ваш мобильный телефон вдруг окажется заблокированным без видимой причины – это первый сигнал к тому, что орудуют мошенники. В этом случае необходимо немедленно блокировать все банковские карты, «привязанные» к вашему телефонному номеру. Оперативно это можно сделать через телефонные «горячие линии» банков. Затем необходимо обратиться к мобильному оператору для разблокировки своей сим-карты и блокировки дубликата, полученного мошенниками.

И напоследок: не нужно забывать об изобретательности мошенников. Новые преступные схемы они разрабатывают очень быстро и тут же внедряют их в жизнь. Но как бы ни действовали аферисты – главной защитой от обмана всегда остается бдительность, осторожность и сознательность самих граждан.