Поэты красок, чародеи звуков

80-летний юбилей отмечает одно из старейших кузбасских учреждений дополнительного образования – Центральная детская школа искусств в Кемерове.

История Центральной детской школы искусств началась в 1938 году. Она была создана как школа музыкальная, и долгие годы именно такой и оставалась, обучая юных кемеровчан пению и игре на музыкальных инструментах. Почти три года назад учреждение объединилось с художественной школой, находящейся по соседству, и стало именоваться школой искусств, расширив образовательный профиль. Сегодня здесь работают классы по двум основным направлениям – музыкальному и художественному, это шесть отделений, а общее число учащихся составляет почти две тысячи человек.

– В 1938 году это была первая музыкальная школа не только в городе, но и в области. Для занятий выделили одноэтажное здание барачного типа, – рассказывает директор Инна Кудряшова. – В первом наборе, согласно сохранившимся архивным данным, было всего 32 ученика, трое педагогов обучали ребят игре на фортепиано и виолончели. Первый выпуск состоялся в военном 1944 году, аттестаты получили двенадцать учащихся.

Этим ученикам по-своему повезло: музыке их учили преподаватели из Ленинграда, эвакуированные сюда в годы войны, профессора и именитые музыканты того времени. Музыкальная интеллигенция Северной Пальмиры и заложила прочные основы музыкального образования в нашем городе, дав толчок для дальнейшего, уже послевоенного развития школы.

За десятилетия учреждение сменило несколько адресов, отметило пять новоселий, школа росла и развивалась, приходили новые педагоги, подрастали талантливые ученики.

Любовь Васильевна Коваленко преподаёт в Центральной школе искусств уже почти полвека.

От младенчества и старше

Сегодня в школе работают художественное отделение, вокально–хоровые, оркестровые и фортепианные классы, кроме того, юных кемеровчан обучают игре на струнных и народных инструментах. За несколько лет занятий можно овладеть скрипкой или виолончелью, трубой, саксофоном, ударной установкой, гитарой, балалайкой, баяном, аккордеоном. Научиться петь сольно или в хоре, играть в оркестре, рисовать с натуры. Кстати, возраст учащихся здесь не ограничивают, любовь к творчеству прививают от младенчества до самой старости.

– Наша концепция и основной принцип работы – найти подходящие программы для всех, кому от трёх месяцев до девяноста лет, – делится Инна Владимировна. – По результатам отбора мы предлагаем образовательную траекторию для каждого, кто хочется заниматься. Не случайно гений педагогики Макаренко говорил: «Влюби в себя ученика и у тебя всё получится!». И у ученика всё получается! Счастье каждого педагога – видеть, как ребёнок развивается, раскрывается в творческой среде.

Музыкальные занятия для младенцев, кстати, не шутка, а успешный проект «Классика для пупсиков», который реализуется уже четыре года и очень популярен. Это неформальные концерты классической музыки для самых маленьких. Они проходят не в концертном зале со сценой, а в уютном классе в непринужденной обстановке.

– На концерты приходят родители с малышами от трёх месяцев и старше. Дети находятся в свободном движении, с игрушками, а в это время звучит классика в исполнении наших старших детей и преподавателей. Интересно, что малыши – очень благодарные слушатели, внимательные, чуткие, причём мы заметили, что у каждого возраста свои любимые инструменты. Детки до года хорошо воспринимают скрипку и виолончель, постарше – хорошо слушают клавишные.

С трёх лет кемеровчане могут посещать не только концерты, но и творческие занятия школы «Гармония». У её юных участников в расписании всё по-взрослому – сразу несколько дисциплин: музыка, изобразительное искусство и хореография. Так родители и педагоги дают возможность ребёнку проявить себя в разных сферах и понять, какой вид творчества ему ближе.

– На таких занятиях мы получаем возможность разглядеть детские таланты и способности, – считает Инна Владимировна. – И дальше вместе с ребёнком и родителями делаем выбор.

Старшие школьники, студенты, успешные бизнесмены и пенсионеры тоже нередко становятся учениками школы искусств. Кто-то хочет научиться петь, другие мечтают овладеть игрой на каком-то музыкальном инструменте, третьи хотят рисовать для души. Здесь не отказывают никому и с радостью поддерживают любые творческие порывы.

– Истории бывают разные, но, как правило, если это взрослый ученик, то у него есть конкретная цель. Например, пришла к нам как-то бабушка, говорит, люблю петь частушки, научите меня играть на балалайке, хочу под музыку их исполнять – научили! Или взрослый солидный мужчина, успешный бизнесмен, начал брать уроки игры на скрипке. Как потом он рассказал, поспорил с товарищем, что за год научится и сыграет «Хава нагила» (знаменитая еврейская песня. – Прим. ред.). Педагог за эту задачу взялся. В результате мужчина освоил инструмент. И таких примеров очень много!

Выпускник ЦДМШ Пётр Аксёнов вернулся в родную школу преподавателем.

С любовью к детству и творчеству

Педагогический коллектив Центральной детской школы искусств – отдельный повод для гордости. Это команда единомышленников, влюблённых в детей, в музыку, в изобразительное искусство.

Состав музыкального и художественного отделений – это без преувеличения цвет педагогики Кузбасса. В коллективе свыше 90 преподавателей и концерт­мейстеров. 8 учителей имеют почётные звания «Заслуженный работник культуры РФ», 20 – звания «Ветеран труда», 25 получили Почётные грамоты Министерства культуры РФ и профсоюза работников культуры РФ, 12 имеют значки «Отличник культуры РФ». Два преподавателя награждены почётными знаками Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», один – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, золотым знаком «Кузбасс». Медали «За достойное воспитание детей» получили пятеро, медали «За веру и добро» – шесть преподавателей, двое удостоены медалей «За особый вклад в развитие Кузбасса». 19 молодым педагогам и концертмейстерам назначена губернаторская премия в области культуры и искусства «Надежда Кузбасса», около 40 награждены благодарственными письмами департамента культуры и национальной политики.

– На каждом отделении есть специалисты, которые работают в школе по 30 – 40 лет, они берут под своё крыло молодёжь, наставляя и помогая делать первые шаги в профессии, – отмечает Инна Владимировна.

Педагог по вокалу Любовь Коваленко отдала Центральной школе искусств уже почти полвека, она преподает с 1972 года. Под её чутким руководством выросло не одно поколение вокалистов. Начинала хормейстером, руководила концертным хором, в советские годы вместе с коллективом выступала на лучших площадках России и за рубежом. Пели и в Германии, и в консерваториях Москвы, Санкт-Петербурга, Минска. Всех городов и стран не перечислить. Сейчас Любовь Васильевна много времени уделяет индивидуальным занятиям с детьми.

– Я счастливый человек, профессию выбрала ещё в детстве и за 46 лет трудовой деятельности ни разу об этом не пожалела, – радуется Любовь Васильевна. – Дети могут стать врачами, экономистами, юристами, руководителями – это не так важно, главное, чтобы они полюбили музыку. В любой момент, когда будет тяжело, они смогут спеть, сесть за инструмент и сыграть, и музыка поможет, потому что она будет у них в сердце. Наше образование – это общее развитие человека. Кем бы он ни стал, он вырастет добрым, красивым душой, мудрым, со светлыми мыслями.

Интересно, что многие преподаватели школы – её бывшие ученики, для которых любовь к музыке стала не просто увлечением, но и профессией. Петр Аксёнов пришёл сюда 15 лет назад за руку с мамой. Тогда он был робким дошколёнком, который поначалу боялся подойти к инструменту. Сегодня к нему здесь обращаются исключительно по имени и отчеству. После окончания музыкальной школы он получил высшее образование и вернулся в класс уже в качестве педагога. Пётр Юрьевич учит мальчиков и девочек игре на ударных инструментах и учится сам – в магистратуре.

– Все дороги вели к музыке – я рос в семье музыкантов, – вспоминает он. – На выбор профессии родители никогда не старались повлиять, это моё решение. Перепробовал много инструментов, играл и на домре, и на фортепиано, а потом лет в 14 сел за ударную установку – и влюбился! Теперь прививаю эту любовь своим ученикам.

За годы работы школу окончило свыше шести тысяч выпускников.

Через всю жизнь

Мастерство педагогов ЦДШИ отражается и в уровне подготовки учеников. Перечень их достижений выглядит более чем убедительно. В результате многочисленных побед в конкурсах различного уровня ребята не раз становились стипендиатами Министерства культуры РФ, губернаторской стипендии «Юные дарования Кузбасса», награждались областными премиями «Надежда Кузбасса», «Достижения юных».

За годы работы школу окончило свыше шести тысяч выпускников, многие из которых теперь известные артисты и музыканты. Они выступают на сценах лучших музыкальных театров и в оркестрах России и зарубежья, преподают в ведущих музыкальных и художественных образовательных учреждениях страны. В 2014 году кемеровская кузница талантов победила в конкурсе Министерства культуры РФ «50 лучших детских школ искусств России». Кроме того, это единственная школа в Сибирском федеральном округе, которая представлена в Общероссийском общественном совете по развитию художественного образования.

Ежегодно более двух десятков её выпускников поступают в профессиональные учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска и Кемерова. Это образование обязательно оставит заметный след в их личностном становлении.

– Мы никогда не ставили себе цели сделать из всех наших учеников профессиональных художников или артистов, – подчеркнула директор школы Инна Кудряшова. – В царские времена все дворяне отдавали своих детей обучаться музыке, живописи и языкам. Потому что это внутренняя культура человека, которую мы в первую очередь и воспитываем.

Ученики этой школы получают главное – умение понимать язык искусства. Однажды связав судьбу с творчеством, они становятся яркими личностями: открытыми, смелыми и добрыми, умеют ценить дружбу и видеть безграничную красоту окружающего мира. И какие бы трудности ни встречались на их жизненном пути – всё преодолеют!