И мужество, и артистизм

Учитель – это уникальная профессия, которая находится вне времени, вне моды и географии, оставаясь актуальной с древнейших времен и по сей день. Яркие учителя с неординарными методиками преподавания запоминаются нам на всю жизнь.

Роман Розанцев и Дмитрий Кулиш — совершенно разные люди, но их подход к любимому делу очень похож: молодые люди вкладывают в свои уроки всю душу и весь свой талант.

Такая история

Тридцатитрехлетний Роман Розанцев преподает историю и обществознание больше 10 лет, сначала в общеобразовательной школе, затем в медицинском колледже. С профессией определился еще в детстве.

Момент репетиции спектакля в театре «Ложа» (фото из архива Р. Розанцева).

– Это все советское воспитание виновато, – шутит учитель высшей категории. – Есть такой фильм «Доживем до понедельника», где главный персонаж – преподаватель истории. Это кинорассказ про самопоиск, он меня так зацепил… И я понял, что это то, что надо.

Затем в жизни будущего учителя появился кумир – его клас­сный руководитель и историк Сергей Андреевич Лукин. Поэтому, когда встал вопрос о поступлении, Роман Розанцев отдал предпочтение историческому факультету, хотя была возможность пойти на более престижный юрфак.

– Кто-то же должен учить детей, – говорит Роман Георгиевич. – Это затягивает, это интересно. Я не просто преподаю, а преподаю тем, кто потом будет лечить людей. Я влияю на их гуманитарные ценности – возложил такую миссию на себя и реализую.

Одной из главных проблем современного образования молодой учитель считает то, что дети ориентированы на получение не знаний, а оценки. Любой ценой: списать, схитрить – неважно. В колледж приходят ребята после девятого класса. В аттестатах у них стоят пятерки и четверки, а знаний по истории практически нет.

– Возможно, отчасти это происходит потому, что физкультура, иностранный язык, история и обществознание считаются проходными предметами. Поэтому я стараюсь максимально структурировать свои занятия. Ну и, конечно же, подключаю артистические моменты, чтобы обратить внимание детей на важные вещи. Не зря же говорят, что профессия учителя – это самая творческая из массовых и самая массовая из творческих.

Артистизм Романа Георгиевича выходит далеко за пределы медицинского колледжа. Многим горожанам он известен как участник и художественный руководитель проекта «Лучший», в котором 12 добровольцев читают отрывки литературных произведений. Проект неоднократно транслировался по местному телевидению и за свою шестилетнюю жизнь привлек множество людей из разных сфер деятельности.

Еще одним проектом Романа Розанцева стало создание хора непрофессионалов «ХОРошо». Люди с разной степенью музыкальной одаренности (от «медведь на ухо наступил» до профессиональных музыкантов) собираются и поют под руководством опытного музыкального педагога.

– В городе случайным образом сложилась группа единомышленников, к которой примкнул и я, – улыбается Роман. – Мы делаем это для создания позитивного пространства, так как в окружающем мире мало стимулов к жизнерадостной деятельности.

Сейчас Роман Розанцев приступил к репетициям спектакля, где попробует себя в качестве актера, разделив сцену театра «Ложа» с профессионалами. За творческой судьбой педагога с интересом наблюдают ученики. Причем многие из них и сами втягиваются в этот увлекательный процесс, и не только как зрители, но и как участники.

Борьба за учеников

В конце сентября имя 31-летнего Дмитрия Кулиша прогремело не только на весь Кузбасс, но и на весь мир. Он стал лучшим спортсменом Кемеровской области в международном турнире по вольной борьбе «Шахтерская слава». По итогам состязаний ему вручили ключи от нового автомобиля. Естественно, такое событие не могло обойтись без внимания прессы. Но Дмитрий не привык к такому повышенному интересу к своей персоне, да и приз стал приятной неожиданностью для него.

– Конечно, я долго шел к победе, – говорит Дмитрий Кулиш. – Надеюсь, что она станет достойным примером для моих учеников.

Дело в том, что Дмитрий не просто спортсмен, но и учитель. Он ведет уроки физкультуры в средней общеобразовательной школе № 44 имени Михаила Яковлевича Вознесенского и тренирует детей в школе олимпийского резерва по спортивной борьбе. В педагогику Дмитрий пришел не сразу. После окончания спортфака КемГУ он работал в разных местах, продолжая спортивную карьеру, но потом решил устроиться по специальности. Возможно, на решение повлияло то, что у спортсмена появилась своя семья и надо было определиться с делом, которое будет приносить стабильный доход.

Лучший спортсмен Кузбасса в международном турнире по вольной борьбе «Шахтерская слава» за рулем призового авто (фото из архива Д. Кулиша).

– Я одновременно стал и преподавателем, и тренером, – делится учитель первой категории и мастер спорта России по спортивной борьбе. – Как ни странно, это очень разные профессии. В каждой нужен особенный подход.

Дмитрий считает, что многие современные школьники имеют довольно слабое физическое развитие. Им тяжело даются упражнения, которые с легкостью выполняли их сверстники лет пятнадцать назад. Наши дети мало гуляют, много времени проводят, уткнувшись в гаджеты. Конечно, это вина родителей. Но их тоже можно понять, ведь им приходится очень много работать.

– Поэтому на учителей возлагается большая ответственность, – уверен Дмитрий Геннадьевич. – Мы должны разжечь в детях желание заниматься предметом. В моем случае – полюбить спорт. И сделать это можно только на личном примере: показать свое стремление играть, бороться до конца. Бороться за мяч, за каждый выполненный норматив.

Такой подход действительно оправдан. Среди учеников Дмитрия есть обладатели золотых, серебряных и бронзовых значков ГТО. Кроме того, ребята, видя, каких успехов добивается их учитель, после уроков посещают его занятия по борьбе.

– Тренером быть проще, чем учителем. В спортивную школу дети приходят не потому, что им нужно получить аттестат, а потому, что душа требует. Ну или родители, – шутит Дмитрий Кулиш. – Тренер может быть намного более строгим, чем учитель. Например, заставить отжиматься или вовсе выгнать с занятия. Эти дети показывают большую самоотдачу, их успехи выше, чем у обычных школьников.