Работать на «отлично»

5 октября свой профессиональный праздник отмечают педагоги. Накануне Дня учителя преподаватель математики гимназии № 21 Валерия Климкина рассказала газете «Кемерово», сложно ли молодому специалисту адаптироваться в современной школе, как найти контакт с учениками и родителями и для чего самому педагогу нужно постоянно учиться.

Первая школьная «пятилетка»

В этом году у кемеровчанки Валерии Климкиной первая профессиональная круглая дата – пять лет она преподаёт математику в школе. В прошлом году выпустила своих первых одиннадцатиклассников и вместе с ними сдавала первый Единый госэкзамен. И если по России средний балл выпускников за профильную математику составил 49, то у учеников Валерии Климкиной он на треть выше – 69 баллов. Все дети успешно поступили в вузы и написали своему учителю слова благодарности за отличные знания.

Новый школьный год для Валерии Валерьевны начался в окружении полутора сотен учеников. Сегодня в её педагогической нагрузке уроки математики для учащихся пятых – десятых классов, классное руководство, общественная и методическая работа, а ещё амбициозные профессиональные планы. Молодому учителю за первую трудовую «пятилетку» удалось заработать авторитет и в школе, и в профессии. По итогам муниципального этапа конкурса «Учитель года-2018» она стала лучшим школьным педагогом в городе, а на региональном уровне вошла в десятку лидеров. Но на достигнутом девушка останавливаться не намерена, говорит, что, пока учит детей, будет учиться и сама.

Карьера начинается с детства

Мечтой о карьере школьного учителя Лера загорелась в шес­тилетнем возрасте. В детском саду воспитатели спрашивали ребят, кем они хотят стать, когда вырастут, записывали желания и складывали их в конверты – на будущее. Эта записка сохранилась. О том, что она будет преподавать математику, девочка начала говорить, едва научившись считать. И с каждым годом подрастающая Лера только укреп­лялась в своём мнении.

– В школе у нас был прекрасный учитель математики и классный руководитель – Светлана Анатольевна Новикова, – вспоминает Валерия Климкина. – Именно она, я считаю, смогла ещё больше увлечь предметом, показала, что математика – очень интересная и многогранная дисциплина. Так что, окончив школу, я с удовольствием отучилась на математическом факультете Кемеровского государственного университета, где готовят учителей. После магистратуры по совету и направлению научного руководителя пришла преподавать в гимназию № 21. Здесь и работаю шестой год.

Профессиональный вызов

Целеустремлённо и легко Валерия Климкина исполнила детскую мечту преподавать детям «царицу наук» – математику. Но профессия бросила начинающему педагогу первый вызов: если коллеги и ученики отнеслись к ней доброжелательно, то родители школьников, наоборот, сначала были полны сомнений в том, чему может научить эта молоденькая девушка.

– В первый год я очень остро ощущала недоверие со стороны родителей. Их можно понять, думали: пришла девочка, чему она в свои 23 года научит? Может, вообще скоро из школы сбежит… Поэтому приходилось постоянно доказывать, в первую очередь – результатами, что предмет я знаю, детей могу научить.

Валерия Валерьевна быстро привязалась к ученикам, с которыми, как она считает, ей очень повезло. Для любого педагога большое счастье видеть отклик в детских глазах, а для молодого специалиста это ещё и главный стимул для профессионального роста.

– С детьми контакт нашла легко. Мы сразу стали общаться и за пределами уроков, на переменах, так что я быстро привыкла к ним, а они – ко мне, – делится Валерия. – Как говорят, если за первый год работы из школы не убежал, значит, это на всю жизнь. Наверное, это и про меня. Я почувствовала отдачу от детей, их энергетика очень заряжает. Я люблю, когда у них загораются глаза от того, что они узнают что-то новое, люблю, когда задают вопросы, когда им интересно, когда они активны на уроках. В эти моменты понимаю, что всё, что близко мне, становится по душе и моим ученикам. Это, пожалуй, главная радость в профессии!

Отличная привычка

Ко всем своим занятиям молодой педагог готовится скрупулёзно и ответственно. Шутит, что это синдром отличницы с самых юных лет. Школу и университет она окончила на одни пятерки.

– Кроме того, я ещё и математик, у меня должно быть всё точно, правильно и чётко, я вкладываю в любое дело максимум усилий – такая особенность характера, наверное, – считает Валерия.

Учить детей по одним лишь учебникам Валерия Климкина не любит. Потому всегда старается кроме теорем и уравнений предлагать решение практических жизненных задач с применением полученных математических знаний.

– Мой предмет нужен в жизни, всё вокруг нас требует счёта, – отмечает Валерия Валерьевна. – Я учу детей в первую очередь тому, что все знания, теоремы и формулы, те же проценты и кривые можно применять в разных областях жизни.

Несмотря на относительно небольшой педагогический стаж, у Валерии Валерьевны множество своих методологических разработок нескучных уроков. Она активно участвует в конкурсах профессионального мастерства. Уже на третьем году практики получила первое признание – победила в городском конкурсе «Мой лучший урок». Потом была победа в городском этапе конкурса «Учитель года-2018» и участие в региональном этапе.

– Конкурсы – это не только возможность проявить себя, они аккумулируют знания, лучший педагогический опыт – это самое ценное. Профессионалами не рождаются, ими становятся. И чем больше я учусь, тем становлюсь более опытной, более профессиональной, а главное – тем больше могу дать детям!